Хотят 10 гривен. Автоперевозчики в Днепре сокращают количество подвижного состава

В условиях карантинных ограничений, роста стоимости ГСМ и отсутствия компенсаций за перевозку льготников АТП превращаются в «кладбища автобусов»

В условиях карантинных ограничений, роста стоимости ГСМ и отсутствия компенсаций за перевозку льготников АТП превращаются в «кладбища автобусов».

Ситуацию в этой отрасли обрисовал глава Днепропетровской областной организации профсоюзов работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Андрей Берчук. По его словам, последний месяц стал критическим для перевозчиков Днепра. Их окончательно подкосили рост цен на топливо, карантинные ограничения по количеству пассажиров в салоне из-за пандемии коронавируса, а также повышение стоимости топлива и минимальной заработной платы. Всё это вместе привело к тому, что автопредприятия погрязли в многомиллионных долгах и все больше автобусов ставят «под забор».

— У нас очень плачевная ситуация, кладбища автобусов растут в каждом предприятии. Многие АТП уже вошли в необратимый процесс ликвидации. Через год-два в Днепре навсегда исчезнут несколько автотранспортных предприятий, — говорит Берчук.

— Сейчас я могу делать только текущие ремонты автобусов. Те, что требуют капремонта, ставлю под забор до лучших времен. Ведь заменить сцепление в автобусе – это минимум 36 тысяч гривен, а я могу потратить на ремонты за день максимум 10 тысяч гривен. И, конечно, я пущу их на текущий ремонт нескольких автобусов, а не на капремонт одного. И утро у меня начинается с «кому не заплатить», кто из поставщиков подождет, а какие долги надо закрыть срочно. У всех автопредприятий многомиллионные долги по солярке, также все наши автобусы еще не оплачены, ведь их брали в лизинг, в рассрочку. И сейчас эти автобусы просто стоят под забором, — рассказывает директор ООО «Автотранссервіс» Андрей Русавский.

Минимальная стоимость проезда в городском автобусе должна составлять 12-13 гривен. Но перевозчики понимают, что пассажиры не смогут столько платить за проезд, поэтому просят городские власти увеличить тариф хотя бы до 10 гривен и называют эту цифру «тарифом выживания».

— То есть при тарифе в 10 гривен нет речи ни о развитии предприятия, ни об улучшении качества услуг. Этот тариф поможет просто выжить и выходить автобусам на маршруты. Если повышения тарифов не произойдет в ближайшее время, городские автобусные перевозки могут просто остановиться, — отмечает Андрей Берчук.

Авторанспортники Днепра стучатся во все двери – представители АТП обратились к Кабинету министров Украины с требованием давно обещанной монетизации льготы на проезд в общественном транспорте. Но пока положительных ответов не получили, поэтому просят повысить тариф на перевозки у городских властей.

— На днях получили ответ от Министерства транспорта и инфраструктуры. Точнее, отписку получили. Никакой определенности, от нас попросту отмахнулись. Поэтому перевозчики с обоснованными расчетами обратились к департаменту транспорта и инфраструктуры Днепровского горсовета с предложением повысить тариф на проезд, — говорит Берчук.

Нужно согласиться с тем, что экономика массово закупленных в последние годы б/у автобусов большой вместительности действительно очень сложная. Если выполнять все карантинные предписания по количеству пассажиров в салоне, то суммарная стоимость платы за проезд не покроет даже расходы на горючее.

Но выход из этого тупика заключается, конечно, не в бесконечном повышении стоимости проезда. «Горожанин» уже писал о лежащем в Раде законопроекте, который меняет правила игры на рынке автоперевозок. Если закон примут, то город не будет проводить конкурсы по раздаче маршрутов. Вместо этого будут на тендерах закупаться услуги перевозки, а городские автоперевозчики будут соревноваться в минимальной себестоимости одной поездки – то есть в минимально допустимых для себя тарифах. Если же городская власть захочет, чтобы поездки горожан стали дешевле, она должна будет компенсировать часть стоимости поездки. Это создаст условия для реальной конкуренции.

Что же касается монетизации льгот, то это очень справедливое требование. Во-первых, многие пенсионеры или инвалиды вообще не пользуются маршрутками, то есть льгота у них есть, но она не реализованная. А если бы эти люди получали к пенсии фиксированную дополнительную сумму на оплату своего потенциального проезда, они бы сами решали, на что тратить эти деньги – на продукты, например, или на поездку в гости. Во-вторых, перевозчики перестали бы оплачивать из своего кармана государственные и городские льготы, как это массово происходит сегодня.

Предупреждение в тему

Количество автобусов сократят на 15-20%

— Буквально вчера мы узнали, что с 1 мая цена на газ повысится на 2 гривны и будет составлять уже 18 гривен,  — заявил на пресс-конференции в «НМ» директор фирмы-перевозчика ООО «С.М.И.Т.» Владимир Нахутин. – К сожалению, за последний год пассажиропоток заметно уменьшился. Это связано, в основном, с карантином и тем, что многие предприятия перевели сотрудников на удаленку. При таком количестве пассажиров, автобусы работают в убыток. Водители ищут другую работу, ведь всем нужно кормить семью».

Перевозчики планируют, что до конца этой недели будет сокращено 15-20% подвижного состава. Нерентабельные автобусы просто отправят стоять в автопарк. Время ожидания транспорта с 5-6 минут увеличится до 20. В межпиковое время нужный маршрут придется ждать до 30 минут.

— О рейсах в 22:00 и 22:30 придется забыть, — сообщил директор ПВСП СТО «Карлсон» Виктор Бевзюк. – В летнее время максимум в 21:30 будет выполнен последний рейс.

Газета ГОРОЖАНИН

Использованы материалы gorod.dp.ua и НМ