«Нищие» миллионеры. Таинственные «киприоты» продолжают вкусно пастись на асфальте города

В Днепре в очередной раз увеличили тарифы на парковку автотранспорта. В мэрии уверяют, что делают это для блага горожан

Еще недавно парковка в городе стоила 10 гривен в час. Теперь же водителям предстоит платить практически в два раза больше.

В горсовете решили разбить город на четыре зоны: А, В, С и Z. В последней зоне, к которой относятся площадки, оборудованные системой въездных терминалов, парковка самая дорогая – 20 гривен в час. Такой тариф будет действовать для парковок, которые расположены за ЦУМом, на площади Героев Майдана, возле Озерки, железнодорожного вокзала, здания Гражданпроекта на Сичеславской набережной.

В зоне А, которая ограничена улицами Воскресенской, Князя Владимира Великого, Гоголя, Паторжинского, Староказацкой, действует тариф 18 гривен. В зоне В, которая прилегает к центральной части Днепра, тариф составляет 15 гривен. На оставшейся территории города, в зоне С, тариф на парковку — 10 гривен в час.

В понедельник представители департамента транспорта мэрии и КП «Транспортная инфраструктура», гордясь собой, рассказывали о важности увеличения тарифов. Намекают, что правильно прошли все процедуры и учли все пожелания горожан.

Железные «аргументы»

— Департамент транспорта подготовил проект решения исполкома, который касается тарифов. Он был опубликован еще в сентябре 2020 года, — рассказывает заместитель директора департамента транспорта мэрии Днепра Александр Лещенко. – Но в октябре были внесены изменения в порядок формирования тарифов на услуги паркования, поэтому проект решения отправили на доработку. Документ является регуляторным актом, он предусматривает разработку анализа регуляторного влияния. Анализ этот был разработан. Его опубликовали на сайте горсовета. Анализ этот нужен, чтобы жители могли с ним ознакомиться и выдвинуть свои предложения и замечания. А для более объективного рассмотрения данного вопроса департамент транспорта проводил общественные слушания.

Две недели назад исполком утвердил новые тарифы. Что же касается общественных слушаний, которыми так гордится Лещенко (поскольку предыдущие решения исполкома по тарифам суд отменил из-за неправильной процедуры их принятия), то здесь большие вопросы. Возникает устойчивое впечатление, что организовали их таким образом, чтобы на мероприятии присутствовало как можно меньше людей. Особенно – грамотных и разбирающихся в тонкостях темы. Более подробно об этом рассказал адвокат, представитель организации «Громконтроль» Василий Подлужный.

— Теоретически общественные слушания провели. Но практически ни на один вопрос, ни на одно возражение люди не получили внятного ответа, — рассказывает Василий. – Начну с того, что уведомление о дате слушаний было размещено за два рабочих дня до их проведения. Организаторы придумали какую-то анкету, которую нужно было заполнить и получить уведомление на почту. Дополнительное препятствие, которое остановило многих желающих принять участие в этом мероприятии.

Давайте по существу

Есть вполне резонный вопрос: зачем повышать парковочный тариф? Кому это пойдет на пользу и кто что с этого поимеет полезного? Логику городской власти год назад объяснил секретарь горсовета Санжара, и сводится она к тому, что чем дороже парковка в центре, тем меньше будет желающих приехать в центр на автомобиле. Это он назвал «регулировкой транспортного трафика».

— Сначала повышение тарифов и разбивку города на зоны представители мэрии на слушаниях пытались объяснить с точки зрения урбанистики, — рассказывает Василий Подлужный. — Мол, разгрузится центральная часть города. Но какая-то бредовая ситуация выходит. По уверениям оператора, 99% всех парковок города кипрской фирмы «Паркт Сервис Группе», площадки в зонах В и С, а иногда и в зоне А, у нас сегодня уже не загружены на 100%. Тогда зачем на них устанавливать высокий тариф? Это же все равно не разгрузит транспортную инфраструктуру.

Да, противоречие в аргументах мэрии более чем заметно. По их утверждению, при 10-гривневом тарифе парковки были не полностью загружены, так насколько же они опустеют при тарифе в 15 и 18 гривен? Где логика?

С другой стороны, мы все прекрасно видим, что большинство парковок в дневное время заполнены полностью и даже с перебором, тогда получается, что аргумент представителей парковщиков и чиновников мэрии, мягко говоря, высосан из пальца.

— Обоснование тарифов, которое предоставили операторы, – это, на мой взгляд, цифры, взятые с потолка, — уверен юрист Подлужный. — Мы попросили предоставить расчет, но представители «Паркт Сервис Группе» ответили, что это «коммерческая информация» и раскрывать ее не будут. Мы поинтересовались и у сотрудников департамента транспорта, проверяли ли они расчеты операторов. Выяснилось, что нет – в мэрии расчеты не проверяли, а только «просматривали». Мол, чтобы проверять, нужно много сотрудников, а нашей мэрии чиновников для этого не хватает. В итоге выходит, что какая-то частная компания приходит в горсовет и просит повысить тарифы, а ей в ответ – ну, хорошо, поднимем. Не разобравшись при этом, зачем повышать, справедливы ли эти тарифы. Примерно так горсовет представил во время слушаний свою позицию по данному вопросу.

Именно так и происходит. Просто интересно: ко всем остальным частным фирмам наша мэрия так же доброжелательна, как к офшорной киприотской фирме?

Кстати говоря, во время общественных слушаний оператор парковок принялся жаловаться, что деятельность компании «Паркт Сервис Группе» убыточна. Но при этом не смог ни подтвердить, ни доказать это утверждение.

— Мы просили показать структуру финансовых потоков компании, чтобы проанализировать, действительно ли тариф убыточен, но никто этого, разумеется, не сделал. А ведь проверить это можно, только имея какие-то цифры, — говорит Подлужный.

Цифры знать не мешало бы. Ведь главная хитрость нынешних тарифов заключается в том, что существует огромный разрыв между доходом бюджета и доходом операторов парковки. Даже в тарифе 10 гривен доля городского налога – «парковочного сбора» — составляла сущие копейки. Но, подняв тарифы в полтора раза, горсовет не пересмотрел парковочный сбор в сторону увеличения. То есть рост тарифа пойдет на пользу исключительно частной фирме.

Мудрые чиновники

В горсовете проведением обсуждений тарифов с горожанами гордятся.

— Обсуждения мы проводили в мае. Получили предложения и замечания от жителей Днепра. Они касались расчета тарифа. Для обработки предложений и замечаний была создана рабочая группа. Часть предложений была принята, и в анализ расчетов внесли соответствующие изменения. Часть предложений была отклонена, так как не касалась тарифов на парковку, — говорит Лещенко.

Опять не сходится. Если на слушаниях чиновники утверждали, что не имеют сотрудников для проверки расчетов оператора парковок, то уже после утверждения новых тарифов те же самые чиновники вдруг заговорили об «анализе расчетов». Что-то не слишком верится в эти красивые рапорты «о проделанной работе».

Директор КП «Транспортная инфраструктура» Дмитрий Омельченко теперь попытался объяснить, почему город поделили на зоны.

— В зоне А – это исторический ареал города — самый большой спрос на услуги паркования, — говорит Омельченко. — Зона В максимально приближена к зоне А. Зона Z – это специально оборудованные площадки, где есть шлагбаумы. Всего в городе 7 таких парковок. Помимо платных парковок в Днепре есть и бесплатные. Они обведены белой разметкой.

Вы что-то поняли из этих «мощных» аргументов директора КП? А если объединить эти аргументы Омельченко с более ранними аргументами Санжары, то вообще возникает вопрос: как они объясняют введение платных парковок в платных районах города? Где в этих районах «исторические ареалы» и как Левобережный или Солнечный влияют на регулирование трафика? Речь идет исключительно о заработках монополиста – оператора парковок. Но этого никто не хочет признавать.

Логика вопроса

По словам Омельченко, в городе оставили около 7 тысяч парковочных мест. Еще несколько месяцев назад их было 8 тысяч. Но при этом в начале недели принялись разрисовывать краской под платную парковку фрагмент проезжей части на центральном проспекте в районе монумента Славы. А на исполком регулярно выносят проекты решения об увеличении числа парковок и паркомест.

— Новые тарифы обеспечат выполнение основной функции платного паркования по разгрузке центральной части города, — продолжает неутомимо фантазировать Омельченко. – Именно с помощью диверсифицированного тарифа при поиске места парковки водитель будет более мотивирован оставить автомобиль на более дешевой парковке. При этом разгрузятся самые загруженные части города.

Обратите внимание на то, что в нашем городе, в отличие от городов цивилизованной Европы, вообще никто не поднимает вопрос о строительстве подземных или надземных многоэтажных парковок, которые действительно смогли бы помочь решить вопрос паркования в наиболее востребованных местах. На таких парковках и дань не стыдно с водителей брать. Но у нас предпочитают самый простой путь – запустить частную фирму просто «пастись» на городском асфальте, собирая с горожан деньги за право воспользоваться городской землей, которая им же и принадлежит.

— Для оповещения водителей операторы парковок указали на паркоматах, к какой конкретно зоне относится площадка и какой тариф тут действует, — рассказывает Омельченко, невзначай называя оператора-монополиста «Паркт Сервис Группе» во множественном числе — «операторы».

В финале своего брифинга чиновники утешили горожан тем, что тарифы увеличили не только в Днепре, привели в пример Львов и Ивано-Франковск.

А Дмитрий Омельченко с гордостью и дрожью в голосе сообщил, что до конца года мэрия планирует получить 42 миллиона в качестве парковочного сбора. Очень любопытно: а сколько же в результате такого увеличения тарифа получит частная компания? О скольких миллионах или миллиардах размечтались таинственные «киприоты», к которым мэрия как бы и не имеет отношения, но при этом директором «Паркт Сервис Группе» внезапно становится начальник муниципальной инспекции по парковкам Владимир Бацун. Совпадение? Верится в такие совпадения с трудом…

Цитаты в тему:

А как по-другому?

С 1 июля 2019 года можно будет проектировать и устанавливать автоматизированные парковки, которые экономят пространство, так как на небольшом участке земли можно разместить в несколько раз больше машин, чем на обычной парковке. Соответствующие изменения содержатся в государственной строительной норме «Автостоянки и гаражи», которая вступила в действие.

— Именно автоматизированные парковки являются эффективной альтернативой обычным гаражам и парковкам. Они экономят пространство, и на небольшом участке земли можно разместить в несколько раз больше машин, чем на обычной парковке, – особенно актуально для районов крупных городов с плотной застройкой, – объяснил тогдашний профильный замминистра Парцхаладзе.

Он же отметил, что в Америке такие стоянки начали строить еще в 40-50-х, а в Европе — в 70-80-х годах прошлого века.

***

13 августа 2020 года в Киеве с целью разгрузки города от лишнего транспорта на станции метро «Ипподром» открыли первый перехватывающий паркинг. Отмечалось, что площадка рассчитана на 205 мест. Час пребывания на стоянке обойдется владельцам автомобиля в 5 грн, 12 часов – в 11 грн, а сутки — в 22 гривны.

Почти смешно

Наблюдательный журналист Игорь Гусаров подметил, что закупленные оператором парковок паркоматы представляют собой не самую оптимальную для пользователей модель.

 «Плачет девушка у паркомата…»

Да, представьте себе, что плачут, и не только девушки! Паркомат стоит у ворот моего дома. Этакий серый столбик со множеством лампочек, кнопок, щелей. Рядом – размеченная стоянка для автомобилей. Места для каждой машины обозначены, все чин по чину. Одна загвоздка – люди заплатить не могут.

Выхожу из ворот. Стоит симпатичная интеллигентная женщина, просит: «Молодой человек, помогите, пожалуйста! А как с этим паркоматом обращаться? На что нажимать, куда деньги вкладывать?»

Ну, никогда я не был водителем, ничем помочь не могу! Даже неудобно как-то. Списал на то, что, дескать, сама же машину покупала, сама и разбирайся.

В другой раз. Уже крутой, навороченный парень умоляет: «Чувак, у меня лаве есть! Но штраф платить как-то впадлу! Покажи, куда здесь бабки заправлять?»

«Прости, брателло, не знаю! Ну честно не знаю!» И в третий, и в четвертый раз – то же самое…

А вот эвакуатор у меня под окном исправно работает. Каждый день хоть по одной машине забирает. Нестыковочка какая-то получается!..

Александра Пшеничникова

Газета ГОРОЖАНИН