«Сточные» лебеди… Рассказ о том, как мэрия «спасла» озеро в Краснополье от сбросов

Перед выборами на сайте горсовета появилась неожиданная новость о благополучном состоянии погибающего и отравляющего людей озера возле поселка Краснополье

Из информации мэрии следует, что состояние водоема весьма улучшилось за счет уменьшения сливающихся в него вредных выбросов. Сюда даже «подселили» лебедей, которые якобы с удовольствием плещутся в чистой воде.

Нас эта новость настолько порадовала, что мы попросили друга и читателя нашей газеты Сергея Петухова сделать радостный фоторепортаж. Тем более что о проблемах этого озера Сергей не понаслышке знает с 2013 года, именно он привлек к ним внимание газеты. А сегодня он – член общественного научно-технического совета при департаменте экологии мэрии. Того самого департамента, от имени которого пришел упомянутый выше пресс-релиз о том, что «всё под контролем».

Предыстория

О проблемах этого водоема «Горожанин» пишет с 2013 года. Озеро является отстойником сточных вод промышленных предприятий, главным среди которых раньше была «Сотка» ЮМЗ. И как это ни удивительно, озеро было чистым, в нем водилась рыба и купались дети. Теперь же «Сотка» практически остановлена, но появились завод рекуперации свинца «Веста» и предприятие «Альбатрос». А озеру пришел конец. В его воды начался бесконтрольный сброс промышленных стоков.

Жители Краснополья жалуются на неприятный химически запах от водоема, который даже не позволяет открывать в домах форточки. Люди связывают с «химизацией» озера рост заболеваемости аллергией и бронхиальной астмой у себя и своих детей.

Много лет люди обращались в различные инстанции с просьбой найти источник загрязнения озера, наказать нарушителя и ликвидировать проблему, но конкретной помощи ни от кого так и не получали.

По материалам публикаций «Горожанина» в 2013 году проблемой занялась областная прокуратура. Но случился Евромайдан, прокуроров поменяли, и дело остановилось. А в прошлом году ситуация в Краснополье резко ухудшилась. В озере вымерла рыба, в воде появились маслянистые пятна, а специфический химический запах стал просто невыносимым. Мы донесли эту информацию до нового директора департамента экологии Олега Борисовича Семенко, и он пообещал предметно заняться этим вопросом. Даже провел на берегу водоема выездное совещание. И вот спустя год победный релиз о том, что проблема решена.

Победный рапорт

В мае текущего года на телеканале мэрии, который существует за счет денег налогоплательщиков, вышел сюжет о том, что состояние озера улучшилось. Туда вдруг вернулись лебеди. Это журналисты связали с результатами работы сотрудников департамента Семенко.

— Качество воды улучшилось. Визуальное улучшение наблюдается. Вода стала более прозрачной. Также запах от озера стал заметно меньше. Будем надеяться, что этот процесс будет продолжаться и в дальнейшем, — говорил в телерепортаже сотрудник департамента Ярослав Крисько в мае.

За неделю перед выборами тот же Крисько приехал на озеро брать пробы воды.

— Контроль за состоянием озера мы начали в прошлом году после обращения местных жителей в городской совет. С того времени ситуация улучшилась, — говорит чиновник.

В пресс-релизе мэрии жители Краснополья, которые еще недавно задыхались от вони, тоже рассказывают, что озеро стало лучше, а о запахе они и думать забыли.

— Как хорошо, что на наши обращения отреагировала мэрия. За последний год я заметила существенное изменение ситуации, и птицы возвращаются на наши водоемы, — рассказала жительница Краснополья Полина Нестеровская.

Немного насторожило то, что из департамента не сообщили: кто конкретно сбрасывал в озеро свои неочищенные стоки? Какие к нарушителю были приняты меры? Куда делись эти стоки сегодня? Неужели предприятие поставило систему предочистки? Просто взятием проб воды экологическую ситуацию ведь не улучшишь. Пробы дают информацию, на основании которой департамент должен был принять какие-то меры. Какие?

«Горожанин» связался с жителями Краснополья, которые неоднократно обращались в редакцию по поводу озера, и поинтересовался: действительно ли с озером всё так замечательно?

— Никуда неприятный запах не делся. Как был, так и есть. Но раньше он стоял в течение всего дня, а последние пару месяцев он ощущается ночью. Подозреваем, что предприятия стали скидывать выбросы именно в ночное время, когда большинство людей спят. Бывает, что запах стоит и утром, — рассказывает жительница расположенной недалеко от озера улицы Балакирева. – Из департамента экологии приезжают к нам время от времени, берут пробы — и все. Больше ничего не происходит. А лебеди? Это показатель чего? Мы вот тоже тут живем по соседству с экологической катастрофой уже сколько лет — жить нам больше негде. И мы — камикадзе, и лебеди эти, видимо, тоже камикадзе.

Еще одна жительница улицы Балакирева рассказала нам, что от озера идет неприятный запах.

— Когда предприятия скидывают в озеро свои отходы, вонь невероятная и держится несколько дней. То, что из городского совета приезжают и берут пробы, наверное, хорошо. Но это точно проблемы озера не решит. А решит их строительство нормальных очистных сооружений. Без них предприятия рано или поздно уничтожат не только водоем, но и нас всех, — считает жительница Краснополья.

Ревизия достижений

Через неделю после получения нами победного релиза Сергей Петухов побывал в Краснополье, прошел вдоль берегов, поднялся вдоль труб, откуда в озеро идут сбросы. Ситуация грустная.

Возле берега вода — в маслянистых пятнах, она покрыта белой, рыжей и коричневой пеной. В этот день химию в озеро сливали все три имеющиеся там трубы (коллектора). Из одной шла перемешанная с пеной гадость мутно-серого цвета.

Из другой — вода яркого красно-рыжего цвета.

Из третьей шли стоки густого черного цвета.

Кое-что сбрасывается напрямую в озеро, а что-то течет по открытому грунту, отравляя и землю.

То есть предприятия-загрязнители продолжают своё черное дело: убивают экологию и убивают живущих рядом людей. Более того, на границе между поселком и озером массово вырубается лесополоса из акаций. И когда в летнюю жару химические испарения усилятся, естественный фильтр из зеленых насаждений жителям Краснополья не поможет.

И еще одна новинка этого сезона – практически рядом с находящимся именно на этой территории отстойником коммунальных мусорных машин появилась стихийная мусорная свалка. Судя по её содержимому, к появлению этой свалки приложили руки (точнее говоря – свой промышленный мусор) находящиеся рядом предприятия.

«Горожанин» направил в департамент экологической политики информационный запрос, касающийся состояния озера в Краснополье, а также мер, принятых для решения связанных с ним проблем. Ведь не зря же на самом деле пресс-релиз мэрии называется «У Дніпрі продовжують контролювати викиди небезпечних речовин у водойми». Как только мы получим от чиновников ответ о сути такого «контроля», сразу же опубликуем его.

Труба в тему:

На благополучном Солнечном

Экологические проблемы накапливаются не только в Краснополье. Мы рассказывали о том, как лопнувшая труба канализации убила всё живое и отравила озеро в Самарском районе возле старого Самарского моста.

А сегодня – новая фотография, свидетельствующая, что промышленные стоки убивают реку Днепр в районе набережной жилмассива Солнечный.

Из трубы коллектора, расположенной возле смотровой площадки, уже несколько дней хлещет отравленная химикатами вода, имеющая цвет светло-серого молочного коктейля. Напор настолько силён, что поток неочищенных промышленных стоков промыл уже целые реки с затянутыми разноцветной пеной берегами.

Ау, департамент экологии! Слово за вами!

Александра Пшеничникова

Газета ГОРОЖАНИН