Родительским взглядом: растущие проблемы школьного и внешкольного образования детей в Днепре

Сергей Чернявский возглавляет общественную организацию «Батьківська рада містецьких шкіл Дніпра» и внимательно следит за ситуацией в этой отрасли муниципального хозяйства

Чернявский

— Система организации школьного и внешкольного образование в Днепре напоминает мне игру «Мафия». То есть это борьба неорганизованного большинства против организованного меньшинства. Проще говоря – родители учеников Днепра против департамента гуманитарной политики мэрии (директор Ксения Сушко) и департамента молодежно-социальной политики и национально-патриотического воспитания (директор Дарья Белая).

При этом «засланным козачком», который системно во всех важных вопросах помогает лоббировать интересы департаментов, является так называемая Батьківська рада при міському голові. Сегодня точно неизвестно даж, кто сейчас там рулевой в этой «Раде», так как на сайте гумдепа есть протоколы заседания этого совета только 2016 года.

Официальная цель, ради которой создавалась данная Батьківська рада – «захист законних інтересів своїх дітей в органах місцевого громадського самоврядування, закладів освіти міста, у відповідних державних, судових органах, а також надання допомоги Департаменту освіти і науки, молоді та спорту міста в реалізації поставлених завдань». Фактически же эта организация выполняет функцию громоотвода и имитацию общественного обсуждения по всем критичным для образования города вопросам.

Так было при:

— сокращении технического персонала в учреждениях образования, когда сократили более 1,5 тысячи работников;

— попытке повышения стоимости обучения в музыкальных школах и школах эстетического образования. Планировалось повысить плату с родителей от 330 до 1500 гривен в месяц. И только благодаря слаженным действиям и огромной поддержке родителей и СМИ Днепра удалось «отбить» это решение.

При этом «рада при міському голові» активно пыталась заболтать и «заболотить» этот процесс по стандартной схеме общественных слушаний — «собрались, поговорили и разошлись».

Пока, например, нет никакой реакции по достаточно серьезным для детей и родителей вопросам:

— по ежегодному повышению стоимости питания в школах;

— по ситуациям, когда помещения детских клубов и секций становились «на реконструкцию» и переезжали из центра в отдаленные районы (пример: бывшее здание Детской флотилии на ул. Московской переселили в мало приспособленное для флотилии здание дворца творчества на набережной);

— по непродуманной и поспешной трансформации средних школ в лицеи и гимназии.

Теперь про текущие изменения.

Произошла очень серьезная «оптимизация» сети библиотек. При этом одной из причин называлось «сокращение посетителей». Но городская власть Днепра просто перекрутила в свою пользу ситуацию с ковидом и локдаунами. Не увидели, что низкое посещение библиотек произошло из-за карантина, просто сообщив, что в библиотеки ходит мало взрослых и детей.

Материально техническая база внешкольного воспитания и образования вызывает серьезные вопросы. Родители в спортивных секциях сдают деньги за посещающих их детей как на инвентарь, так и на оплату самих занятий. Например, в плавательном бассейне «Метеор» оплачивается абонемент на занятия.

По бассейну «Метеор» вообще отдельная история. До сих пор непонятна его форма собственности, непонятно, кто арендует, кто собирает средства за занятия плаваньем в секциях. А стоимость месячного абонемента для ребенка уже далеко за 1 000 гривен, и каждые полгода-год стоимость существенно возрастает.

Фактические можно говорить, что бесплатные спортивные и технические секции по внешкольному образованию для детей в Днепре остались только на бумаге. Клубы школьников, о развитии которых говорил на выборах 2015 года тогда еще кандидат в мэры господин Филатов, остались простым обещанием.

Что касается музыкальных школ, то сейчас директора чудесным образом самостоятельно устанавливают своим приказом стоимость обучения. При этом в разных школах она разная. Так, стоимость обучения по классу скрипки может колебаться от 310 до 570 гривен в разных музшколах Днепра. При этом единый приказ департамента гуманитарной политики по стоимости образования на страничке департамента на официальном сайте мэрии отсутствует.

На сайте горсовета есть интерактивная карта по внешкольному образованию. И все секции и кружки на этой карте почему-то расположены на базе средних школ города. Карта не показывает даже музыкальные школы. Зато на карте ранее располагались секции или кружки, которых в реальности не существовало, – проверял лично по Чечеловскому району.

Что касается материально-технической базы, то есть два варианта её улучшения после того, как департамент гуманитарной политики и управление культуры перестали финансировать напрямую эти учебные заведения. Вариант 1: бюджет развития, когда музшкола подает заявку на «громадський бюджет», а затем родители учащихся этой школы массово голосуют. Вариант 2: получение инвентаря от депутатов разных уровней. При этом парадокс второго и первого вариантов заключается в том, что и в первом и во втором случае финансирование происходит за счет налогов, которые заплатили родители в бюджет города. Но теперь родителям приходится ещё и проголосовать, чтобы музшколе закупили инвентарь. При этом лавры достаются департаменту гумполитики или руководству города. Мол, они таки профинансировали то, что должно было и так финансироваться. А в случае, когда депутат помогает из бюджета, который ему выделен, эти средства — опять-таки из доходной части бюджета, которую формировали налоги родителей. И в обоих случаях все это подается через подконтрольные СМИ города или через оплаченные материалы из бюджета города в СМИ, что это заслуга депутата или чиновников, а не родителей, которые платят налоги.

Сокращение штатов и доступность внешкольных учебных заведений в краткосрочной перспективе приведет к сокращению количества детей в этих заведениях. Далее часть заведений будет «оптимизирована», то есть сокращена. А их помещения будут сняты с баланса города либо переданы в аренду коммерческим структурам. В более дальней перспективе это рост детской преступности, плюс снижение уровня развития детей. Потому что недоступность (из-за высокой стоимости и отсутствия шаговой доступности) внешкольных секций, кружков, клубов школьника, музыкальных школ и библиотек, т.е. учебных пространств, где дети развиваются, общаются и получают спортивное, интеллектуальное и духовное развитие, неизбежно приводит к деградации большей части подрастающего поколения.

Сергей Чернявский

Газета ГОРОЖАНИН