За волшебной дверью: секреты библиотечной подсобки

В детстве, часами просиживая в читальном зале, казавшемся тогда огромным, я всегда с любопытством подглядывал в приоткрывающуюся дверь хранилищ и прочих служебных помещений. Мир, отделённый от детского строгим «туда нельзя», сам по себе казался чуточку волшебным и оттого непреодолимо интересным. А уж тем более — с появляющимися из таинственного полумрака дальних полок книгами в ярких обложках, каждая из которых была дверью в сказку.

Чтобы воплотить эту детскую хотелку, мне пришлось вырасти, стать журналистом, и ещё выдержать несколько месяцев ответов «давай позже», «сейчас отпуска», «сейчас карантин».

Детские сокровища

Со времён нашего детства на стеллажах библиотечных подсобок явно прибавилось пустого места. Если в 2011 году детские библиотеки города получили 19 801 новых книг, то в 2019 всего 700, списав при этом 7000 старых. В 2020 — получено 842 экземпляра, списано 5520.

Но всё же ведущему библиотекарю Галине Алексеевне Хижинской, которая первой знакомится с поступающими книгами, есть чем похвастаться:

— Книга французской писательницы Софи Дьёэд «Эстер и Мандрагор» издана в Днепре. – Это приключения с юмором, дети такое любят, особенно девочки. Мы получили только один экземпляр, он порадует читателей филиала №4. «Требизон» Энн Дибл – о частной школе-интернате. Зато для всех филиалов хватит новых изданий сказок Перро и Гофмана от киевского издательства «Мэджик-букс» – с функцией для смартфона «оживи обложку», вопросами для размышлений и игровыми заданиями «Фея-злюка и фея-волшебница».

Именно здесь поступившие книги вносят в каталог, присваивают им номер и шифр, означающий страну и тематику, по которым библиотекари могут быстро найти на просторах полок нужный экземпляр. Консервативного библиотечного хозяйства тоже касаются реформы – например, переход со старой системы шифрования «ББК» на новую «УДК».

— Система ББК была проще, многие дети уже знали, под каким номером скрывается нужный им раздел. Национальная литература шифровалась вполне понятными обозначениями – АНГЛ, ПОЛ, США, а сейчас всё это будет обозначаться длинным рядом цифр, — отмечают специалисты.

По страницам журналов

В центральной библиотеке можно почитать и нечастые ныне детские журналы, о которых большинство родителей вряд ли слышали – например, красочный журнал для малышей «Яблунька» с самоделками, познавательными статьями о животных и растениях. Если вы хотите знать, например, кто и когда впервые завёз в наши края арбузы и как готовить из них варенье – вам именно сюда.

Для среднего школьного возраста издаётся «Колосок» со статьями по разным отраслям знаний, написанных как преподавателями, так и детьми. Так, рубрика «Лаборатория Колоска» позволит вам освоить увлекательные химические опыты и при этом не взорвать школу.

В детской библиотеке находят новое для себя не только дети, но и взрослые – учителя и работники культуры.

Рубрика «Вiдкивай Україну» в журнале «Позакласний час» рассказывает о памятниках, замках, интересных природных и мистических местах нашей страны.

«Всесвiтня лiтетатура в школах України», кроме научных статей и помощи в разработке уроков, позволит быть в курсе актуальных дискуссий — о реформе образования, объединении литературы в один предмет с языком, которое многие учителя считают ущемлением литературы. Интересный «Календарь памятных дат» с подробными статьями о жизни и деятельности исторических личностей пригодится в подготовке уроков и торжественных мероприятий.

Для того, чтобы ориентироваться в этом массиве информации, библиотекари «из подсобки» ведут электронный каталог с описаниями всех статей, выходящих в тематической периодике. Для облегчения жизни школам здесь ведут «Библиогид» — списки литературы к дням рождения писателей и другим датам; базу цитат классиков по различным темам – «О книгах», «О природе» и др.

Почти на каждом филиале библиотечной системы для детей действует сайт с электронным каталогом, в котором можно заранее посмотреть, чем здесь могут порадовать маленьких читателей.

Библиотечные фонды сегодня пополняются благодаря государственной программе и подаркам отдельных депутатов — в частности, просили сказать спасибо Дмитрию Киселевскому. Мебель и ремонт удаётся оплачивать благодаря горожанам, голосующим за библиотеки в «Бюджете участия». Подписку на восемь журналов предоставила Национальная детская библиотека в Киеве.

Специалисты библиотеки, числящейся городской, не смогли мне ответить лишь на один вопрос – когда в последний раз они получали деньги на закупку книг от городского совета, его гуманитарного департамента и родного управления культуры.

Дорогие маленькие читатели, когда вы вырастете, помните – быть такими жадными очень стыдно.

Книга или интернет?

Заведующая отделом библиотечно-информационных ресурсов Ирина Анатольевна Ткач, по должности стоящая ближе всех к электронно-цифровому миру, уверена:

— Для нас электроника дала возможности делать видеоролики, буктрейлеры, интерактивные проекты. Но в детской библиотеке электронный формат никогда не убьёт бумажную книгу.У детей этот процесс зачастую обратный.  Мой внук заинтересовался Гарри Поттером – сначала пересмотрел все серии, затем аудиокниги, а потом попросил купить ему бумажную книгу.Электронной книгой детей заинтересовать нельзя – им нужна красивая обложка, интересные иллюстрации.

В период дистанционного обучения этот отдел детской библиотеки выручал учителей, готовивших видеоуроки. Ведь чтобы подготовить наглядную, интересную информацию, нужно перелопатить множество источников, а у забитых отчётами и проверками педагогов такой возможности нет.

Эту работу ведут не только в центральной детской, но и во всех 20 библиотеках-филиалах на местах. Каждая из них курирует определённый школьный предмет. Несколько раз в месяц библиотека рассылает по школам подготовленные по предметам, информацию по запросам учителей, и по проекту Мiй край.DP, в ходе которого библиотекари оцифровали уже 3 000 книг местных авторов. На сегодняшний день по каждой теме урока у библиотекарей есть либо видео, либо электронная презентация, либо другой дидактический материал. Готовые материалы можно скачать также на сайте Центральной детской библиотеки в разделе «Батькам та педагогам – Тематичний перелiк».  Там же можно составить запрос на информацию по специальной форме.

Заглядываю в список поступивших запросов. Оказывается, у детских библиотекарей интересуются и такими нетривиальными темами, как разговор на языках фарси и пушту, военные переводчики в Афганистане, элементы скорочтения для детей, которые не читают или читают слабо, история органической химии.

— Чтобы найти и проанализировать подходящий материал из интернета, иногда нужно полночи. Нужно подобрать ссылки должны быть без рекламы, с учётом возрастных особенностей. Кроме того, в поиске цитаты Галича гугл может выдавать, например, Высоцкого, так что без базовых знаний и привычки проверять информацию интернет вам не поможет.

— Не получится ли так, что хитрые ученики переложат на вас свои домашние задания и рефераты?

— Нет, но в поиске и обзоре источников с информацией по теме мы можем детям помочь. Пишите любой запрос, мы подберём информацию, — предлагает Ирина Анатольевна.

«Я знаю, как это найти!»

Азартный и во многом творческий процесс поиска информации, собственноручного составления досье и баз данных заменён одним нажатием кнопки в поисковике гугла. Но, как оказалось, не везде. При необходимости найти что-либо за пределами школьного курса и информационного мейнстрима стереотип «в интернете всё есть» разрушается мгновенно. Особенно в сфере краеведения, секреты которого скрываются в неоцифрованных подшивках местной периодики или забытых научных изданиях, выводивших тиражом в несколько сотен. И с этими вопросами школьники, и учителя тоже обращаются в библиотеку.

— Приходилось искать информацию всем отделом. Например, пришёл читатель и дал такой запрос: когда и кем был установлен крест на Монастырском острове? – Вспоминает главный библиограф Елена Петровна Кульбач. — Казалось бы, это не столь давнее событие, но сведений осталось не много. Нашли в старых газетах, что он поставлен в 1994 году и освящён владыкой Иринеем в память о византийских монахах, монастырь которых когда-то был на острове.

— Журналист с этим вопросом позвонил бы в епархию.

— Но и там вряд ли осталось много людей, хорошо помнящих 1994 год. А значит, им пришлось бы обращаться к тем же записям, справочникам, архивам. Зато теперь, благодаря проделанной работе, найденная информация есть и на тематических сайтах.

Краеведческие статьи на портале Областной научной библиотеки «Днипро-культура» помогают готовить и специалисты Центральной детской.

— Каждой статьёй я довольна, — признаётся Елена Петровна. – Они не просто содраны с «Украинской литературы» — в процессе поиска выяснялись неточности, разночтения, приходилось привлекать больше источников, выяснять истину.

— Вы бы посоветовали молодёжи эту профессию?

— С экономической точки зрения она, конечно, невыгодная. Но я бы её не хотела менять, и не представляю себя на другом месте. Мне нравится процесс поиска информации, её обработки.  «Всё знать невозможно, но нужно знать, как найти нужные знания». Я знаю, как это найти.

Григорий Глоба,

газета Горожанин