Притормозите… вас снимают. Законодатели и правоохранители затягивают гайки ради предупреждения кровавых ДТП

За первый квартал 2020 года в Украине произошло 36 182 ДТП, а травматизм вырос на 20,8% (6690 человек), смертность – на 23,84% (748 человек)

За январь-апрель 2020 года в Украине зафиксировано 45 272 ДТП. В антирейтинге регионов по количеству погибших Днепропетровская область занимает второе место – в ДТП погибло 79 человек. По инициативе полиции ВР ужесточает требования к участникам дорожного движения. И к водителям, и к пешеходам.

Автомобиль-рекордсмен

С 1 июня в Украине заработала давно анонсированная система видеофиксации нарушителей скоростного режима на дорогах. Правда, пока только в Киеве (20 систем фиксации) и на некоторых основных автомагистралях страны (25 систем). Но, как обещают в МВД, в скором времени фиксировать скорость начнут во всех украинских городах, до конца года на дорогах появится 700 камер фотовидеофиксации.

Только за первые сутки работы камеры успели отснять нарушения правил ПДД со стороны водителей 55 тысяч автомобилей, которые превысили скорость более чем на 20 км/час. Рекордсменом был признан автомобиль, движущийся по трассе со скоростью 208 км/час.

Как сообщил первый заместитель начальника Патрульной полиции Украины Алексей Белошицкий, система играет хорошую дисциплинирующую водителей роль. Например, 1 июня с полуночи до 9 утра было зафиксировано 17 477 случаев нарушения скоростного режима, а уже 2 июня за тот же временной промежуток нарушителей стало существенно меньше – 10 469.

Кстати говоря, сейчас законодательно установленная допустимая скорость движения авто на дорогах населенных пунктов составляет 50 км/час. На деле это означает, что машины могут и, скорее всего, будут безбоязненно двигаться по городским дорогам со скоростью 70 км/час.

Напомним, что штраф за превышение скорости (более чем на 20 км/ч, но не более 50 км/ч) составляет 255 грн, если свыше 50 км/ч — 510 гривен. Также законом предусмотрен льготный период — при оплате штрафа в течение первых 10 банковских дней с момента получения постановления и вступления его в законную силу сумма составит 50% от установленной за подобное нарушение.

Есть вопросы

— Видеокамера определяет транспортное средство, которое превышает скоростной режим. Она захватывает в объектив конкретный автомобиль с номерными знаками, делает фото, которое потом автоматически попадает в базу, а дальше формируется постановление и направляется по адресу нарушителя. Им считается владелец автомобиля, — говорит адвокат Станислав Лифлянчик.

Камера не может определить, кто именно сидел за рулем, поэтому если на вашей машине ездит друг, сосед или родственник и он нарушит – платить штраф придется именно вам. Для того чтобы разделить ответственность, необходимо оформить в ЦНАПе или личном кабинете водителя надлежащего пользователя автомобиля или оформить доверенность.

— Если транспортное средство было передано в управление третьему лицу, что часто бывает (автомобиль продан по доверенности), или за рулем был член семьи владельца авто, то при получении постановления о нарушении ПДД вам нужно обратиться в орган полиции, выписавшей это постановление, с заявлением и документами, подтверждающими, что транспортным средством в тот момент управлял не вы, — говорит Станислав Лифлянчик.

Такая процедура непроста тем, что даже при наличии доверенности доказать, что за рулем сидел тот, на кого она выписана, очень сложно. Еще сложнее что-то доказать, если машину дали «покататься» по устной договоренности.

— Это будет приводить к тому, что лица, не виновные в нарушении ПДД, будут вынуждены платить штрафы и привлекаться к ответственности, — отметил Станислав Лифлянчик.

Также непонятно, куда будут отправлять постановления владельцам тех автомобилей, которые были зарегистрированы на территории т.н. Л/ДНР, а сейчас являются временными переселенцами и непонятно где проживают.

— Единственный адрес нарушителя, который есть у органа, что выносит постановления, это только тот, который был внесен в базу при регистрации транспортного средства. Но если такой человек имеет временную регистрацию на территории, подконтрольной Украине, то постановление придет на адрес временной регистрации. Если ее нет, то и отправлять документ, по сути, некуда, — говорит адвокат.

Но при этом государство будет требовать оплаты штрафа. Если его не погасить – наступит время исполнительной службы. На имущество и банковские карточки штрафника наложат арест, и владелец нарушившего авто не сможет даже снять наличные в банкомате. Помимо этого, исполнительная служба может послать в полицию запрос о розыске авто, и после обнаружения машины ее отправят на штрафплощадку.

Как отследить?

В МВД призывают водителей устанавливать специальное приложение на смартфон «Штрафы UA» и им подобные, в которых должны отображаться все «долги» владельца авто.

— Я себе установил подобную программу, но она почему-то не показала штрафы, выписанные мне за нарушение правил парковки. Почему – не знаю. Поэтому все равно нужно контролировать информацию на других сайтах, — говорит Станислав Лифлянчик.

Также еще можно зарегистрироваться в личном кабинете водителя на сайте Главного сервисного центра МВД или создать свой кабинет на сайте управления исполнительной службы. Там также будут отображаться всевозможные штрафы.

Ранее в Украине уже пытались контролировать скорость на дорогах. В 2010 году были установлены видеокамеры, а инспекторам ГАИ выдали радары.

— Идея с камерами провалилась, потому что Кодекс об административных правонарушениях Украины предусматривал обязательное составление протокола при админнарушении только в присутствии нарушителя. Поэтому суды отменяли 99% таких протоколов, так как самого нарушителя в момент выписки протокола рядом не было. При использовании радаров столкнулись с проблемой, когда на дисплее устройства была видна лишь скорость в момент фиксации, но не сам автомобиль, — рассказал Станислав Лифлянчик.

Он отметил, что на данный момент в Кодекс об админнарушениях внесены изменения и теперь при нарушении скоростного режима составление протокола не обязательно, как и подтверждения того, что за рулем находился именно владелец транспортного средства. Постановление о нарушении выносится на основе данных видеокамеры.

<Ответ>- Нужно посмотреть, как на это отреагируют суды, поскольку есть проблема: согласно нашему судопроизводству, ответственность за правонарушение несет лицо, виновное в нем, а не собственник. Также камеры должны проходить сертификацию, а они стоят на улицах и работают в условиях, когда их параметры могут плавать в зависимости от погодных условий. А это может быть поводом для иска в суд, — подвел итог адвокат.

Кнут для пешеходов

3 июня 277 нардепов в Раде проголосовали в первом чтении законопроект № 2697, которым вводятся более жесткие меры ответственности для пешеходов за нарушения правил дорожного движения. Законопроект представил зам министра МВД Украины Антон Геращенко.

— В прошлом году на дорогах Украины погибло 3 400 граждан, шестая часть из них — это пешеходы. К сожалению, в нашей стране пешеходы не считают необходимым выполнять правила дорожного движения. Именно для этого мы предложили вместе с народными депутатами повысить штраф для пешеходов, чтобы они были более ответственными и сотрудники патрульной полиции сначала предупреждали таких лиц. Но в случае, если они являются злостными нарушителями ПДД, способствуя возникновению ДТП или аварийных ситуаций, штраф был увеличен до 255 гривен. В европейских странах эти штрафы еще больше, — заявил Антон Геращенко.

Кроме увеличения штрафа для пешеходов за нарушения правил, которые приводят к ДТП или создают аварийные ситуации, в новом законе предполагается так же и ряд других мер наказания. Полностью исключается понятие «предупреждение» в случае такого нарушения. А сами штрафы выросли в 5 раз! Например, с 51 до 255 гривен (15 необлагаемых минимумов доходов) увеличивается штраф за несоблюдение пешеходами сигналов регулирования дорожного движения, переход проезжей части в неустановленных местах, непосредственно перед приближающимся транспортным средством, невыполнение других правил.

За те же нарушения, совершенные лицами в состоянии опьянения, штраф увеличивается со 136 гривен до 510 гривен (30 необлагаемых минимумов доходов граждан). Если невыполнение пешеходами ПДД приводит к созданию аварийной обстановки, штраф увеличивается со 170 до 680 гривен (40 необлагаемых минимумов) или наказание представляет собой общественные работы на 20-40 часов.

Также законопроект предусматривает, чтобы в темное время суток пешеходы передвигались по обочинам дорог или пользовались нерегулируемыми перекрестками в одежде с нашитыми светоотражающими лентами.

Екатерина Викторова

Газета ГОРОЖАНИН