Преступное равнодушие. Горожан левобережья Днепра травят технической водой, не соответствующей ДСТУ

Водозабор на левом берегу за Мерефо-Херсонским мостом принадлежит железной дороге, которая поставляет воду в дома прилагающих микрорайонов

В «Горожанин» обратился активный горожанин Сергей Петухов, который много лет занимается экологическими проблемами города и даже был приглашен участвовать в научно-техническом совете при департаменте экологии мэрии Днепра. Активиста возмущает равнодушие городской власти к проблемам водоснабжения, поскольку на фоне постоянного поднятия тарифов качество воды оставляет желать лучшего во всём городе. А в микрорайонах Северный и Южный это качество напрямую угрожает здоровью горожан.

— Я живу на улице Молодогвардейской. Мы получаем воду от ПЖД. По факту нам подают техническую воду, хотя платим мы за неё как за питьевую. При этом воду мы используем исключительно для того, чтобы помыть посуду, постирать и с опаской искупаться. Для приготовления пищи приходится заказывать доочищенную воду, — рассказывает Сергей Анатольевич. – О том, что по своему качеству вода является технической, это не мои придумки. Есть заключение Госпотребслужбы, которое подтверждает, что вода, которую мы получаем, не соответствует ГОСТу и СанПиНу. Соответственно, она не может быть питьевой.

Действительно, в официальном ответе Госпотребслужбы указано множество нарушений, выявленных в ходе внеплановой проверки санитарно-эпидемиологической обстановки на насосно-фильтровальной станции Структурного подразделения «СМЭУ Нижнеднепровск-Узел» Регионального филиала «Приднепровська залызныця». В частности, нет санитарного заключения по качеству фильтрующего материала, неизвестны результаты технического контроля безопасности и качества питьевой воды. Указано, что вода от этой насосно-фильтровальной станции подается потребителям, но не соответствует требованиям санитарных норм по содержанию хлороформа и является опасной.

Проверка была проведена несколько лет назад, но меры по исправлению ситуации, по словам Сергея Петухова, владельцами насосно-фильтровальной станции не были приняты. По крайней мере, они не дают никаких ответов, которые можно было бы расценивать как позитивные.

Тем временем качество питьевой воды ухудшается каждый год, и причин для этого хватает. Есть объективные — во-первых, ухудшение качества воды в реке Днепр, куда в черте города попадает огромное количество вредных выбросов от предприятий. Во-вторых, уже очищенная вода идет к потребителям по старым ржавым трубам середины прошлого века, поэтому имеет место вторичное загрязнение.

Но есть и субъективные причины, которые просто не могут не вызвать возмущения. Речь идет о содержании самой насосно-фильтровальной станции, которая, по закону, является режимным предприятием, а по факту – это полностью открытая, не охраняемая и заваленная мусором, в том числе токсичными отходами, площадка.

Территория насосно-фильтровальной станции не имеет ни охраны, ни даже ворот — заходи, кто хочет

— Я неоднократно поднимал эту тему и обращался во всевозможные инстанции, но от всех приходят в основном отписки, а ситуация на самом деле сложилась критическая, это прямая угроза жизни и здоровью для тысяч горожан, — говорит Петухов. — Во-первых, этот объект не огражден, что является недопустимым. Во-вторых, он вообще не охраняется. Кто угодно мог подъехать к водозабору и помыть, например, автомобиль, слить какие-то химические или органические отходы. Прямо в зоне водозабора на лодке рыбачат рыбаки.

Своеобразной «вишенкой на тортик» является тот факт, что буквально в десятке метров от труб водозабора находятся трубы слива нечистот, которые принадлежат какому-то неизвестному предприятию или горводоканалу. То есть в одном и том же месте сливают отходы и берут воду, которую впоследствии подают в дома горожан.

Кому принадлежат эти сливные трубы и что они делают в зоне водозабора питьевой воды?

— Я ужаснулся, когда на этой неделе увидел, в каком состоянии находится водозабор сегодня. Он как был не огражден, так не огражден и до сих пор. Туда может зайти любой, судя по следам на недавнем снегу, на береговую часть водозабора спокойно заезжают машины и, видимо, сбрасывают сюда мусор, — говорит Сергей Анатольевич. – Буквально в метре от воды огромные мусорные кучи! Это и бутылки, и какая-то старая одежда, и пластик, даже манекены в этой мусорной куче нашлись и груды стекловаты. Все это в метре от воды!

Прибрежная линия водозабора от одного забора до другого – около 300 метров. Казалось бы, в чем проблема — поставить охрану и обеспечить санитарную зону чистоты? Но за состоянием водозабора никто не следит. Ни владельцы, ни контролирующие органы.

Что было в этих канистрах ранее? Какая химия? Почему свалка химической тары спокойно расположена на территории объекта, для которого законодательство определило строжайшие санитарно-гигиенические нормы и требования?

Но самое страшное состоит в том, что никто не мониторит качество речной воды в районе водозабора, что необходимо делать в соответствии с законодательством.

— Я отправлял запрос в государственную экологическую инспекцию и получил ответ, в котором говорится, что контроль качества поверхностных вод осуществляется инспекцией на 16 точках, привязанных в том числе и к насосно-фильтровальным станциям водозаборов. И только объект возле Мерефо-Херсонского моста не входит в список объектов для государственного экологического мониторинга. Кто может дать гарантию, что расположенные практически рядом легальные и нелегальные трубы водосбросов не скидывают именно здесь особо вредные для здоровья химические вещества? Тем более что департамент экологии мэрии когда-то анонсировал карту левобережья с нанесенными на неё точками сброса промышленных и бытовых отходов, но так эту карту никому и не предъявил. То есть понимания ситуации с качеством воды в точке водозабора нет ни у кого.

Какие вопросы могут быть к воде из крана, если состояние речной воды в точке водозабора никто не контролирует?

Безусловно, главной причиной этой ситуации является то, что мэрия и горводоканал не хотят брать на баланс города застаревшие сети водоснабжения, которые принадлежат железной дороге. Город хочет получить вдобавок к этому металлолому еще и деньги от железнодорожников на его ремонт и реконструкцию. Железная дорога, которая находится в тяжелейшем финансовом состоянии, несмотря на 300-тысячные зарплаты у членов набсовета, не готова выделить городу ни копейки. Спору этому уже больше десяти лет, но страдают пока только горожане, которые ставят резонные вопросы.

— Если модернизация сетей стоит огромных денег, то для элементарного наведения порядка на водозаборе больших вложений не требуется. Достаточно установить дополнительные секции ограждения и замки, добавить несколько буйков, чтобы отгородить от движения лодок санитарную зону. Ну и ликвидировать стихийную свалку, – рассуждает Сергей Петухов. — Если возле водозабора полно мусора, если водозабор никто не охраняет и он толком не огражден, то какой же это объект повышенного санитарного контроля? На то, чтобы навести порядок на объекте, понадобится неделя, максимум две. Неужели в огромном «Днепрводоканале», который беспрерывно повышает свои тарифы, не могут найти сотрудников и средства для наведения элементарного порядка? Понятно, что объект не их, но ведь пользуются этой водой обычные горожане, которых не нужно делить на первый и второй сорт.

Видя, что хозяева водозабора чистотой и соблюдением санитарных норм не заморачиваются, эту территорию под свалку облюбовал лихой городской бизнес. Никто же ничего не контролирует, значит можно…

Есть и более рациональный способ выйти из «водяного тупика» — просто переключить жилмассивы Северный и Южный на поставку воды от горводоканала. Для этого достаточно бросить не такую уж и длинную трубу-перемычку. Но проблемой никто не хочет заниматься.

Займутся, конечно, если насосная станция под Мерефо-Херсонским мостом закачает в краны горожан какую-то холеру или прочую заразу. Тогда, конечно, все сразу бросятся спасать ситуацию. А просто подумать на один шаг вперед и предотвратить проблему никто в городской власти почему-то не хочет.

Газета ГОРОЖАНИН