Геннадий Гуфман: Что происходит с районными советами? Когда и чем это кончится?

Что происходит с районными советами? Когда и чем это кончится?
Количество районов и, соответственно, советов в Украине уменьшилось с 490 до 136.
Советы избраны в 2020 году. В Конституции закреплено, что они являются органами местного самоуправления, которые представляют общие интересы территориальных громад и для этого наделены соответствующими полномочиями.
Но по факту большинство полномочий, а также налоги и бюджетные субвенции в рамках бюджетной децентрализации перешли к созданным ОТГ.
Райсоветы лишены финансирования.
Например, в Каменском районном совете Днепропетровской области по состоянию на декабрь 2021-го задолженность только по выплате заработной платы работникам аппарата — около 3 млн грн.
В январе 2022-го Кабмин наконец-то утвердил Порядок предоставления субвенций из госбюджета на выполнение районными советами своих полномочий. Но выдыхать и радоваться рано: хватит не на все и не всем…
Выделено 154,4 млн грн, только на зарплаты работников аппарата. Причем в штате может находиться не более 8 человек.
Власть совершенно не волнует, как платить зарплаты остальным сотрудникам, как оплачивать коммунальные услуги и какие полномочия райсовет может исполнить за бесплатно.
Кто-то наверху решил, что после появления ОТГ районные советы — это “пятое колесо”. А то, что люди избрали в эти советы своих представителей и теперь ждут от них решения насущных проблем, — это, видимо, по мнению Слуг народа, проблема самого народа.
Спросите: но вы же сами говорите, что существование районных советов закреплено в Конституции?
Да, а еще в ней сказано, что Украина — социальное государство, и про свободу мысли и слова, и про достаточный жизненный уровень…
Таким наплевательским отношением к райсоветам власть показывает, как на самом деле она собирается завершать реформу децентрализации.
Укрупнение громад действительно создало новые реалии.
Но я уверен, что райсоветы нужны.
Важно внести правильные коррективы, наполнить их работу новым содержанием и обеспечить адекватным финансированием.
Для начала правильно организовать дискуссию, в рамках которой определить, что мы получили в результате внесения изменений в административно-территориальное устройство страны. А по результатам анализа наметить пути устранения «разбалансировки», возникшей в системе публичного управления