Александр Скубченко: Что нас ждёт с тарифами в новом отопительном сезоне?

Что нас ждёт с тарифами в новом отопительном сезоне? Изменений хватает, все будет совершенно иначе, чем даже этой зимой.

1. В конце апреля Володимир Зеленський подписал закон 2458, которым внесены изменения в закон об услугах ЖКХ. Этот закон был принят ещё 10 декабря прошлого года и президент обязан был его подписать ещё до 25 декабря. Но подписал только в апреле, так как боялся ещё большего увеличения тарифов на отопление зимой, когда и так масса людей вышли с протестами.

2. Изменения относительно отопления: теперь не услуга централизованного отопления, а — поставки тепла, дополнительно к тарифу на поставку тепла — абонплата и плата за обслуживание внутридомовых систем, публичные договора, которые будут автоматически заключены со всеми потребителями через 30 дней после их опубликования.

И, конечно же, новые тарифы на поставку тепла, которые начнут действовать с момента подписания (автоматического) публичных договоров. Этой зимой, как и прошлой, действовали тарифы на отопление 2018 года, которые невозможно изменить. Поэтому прошлой зимой в Кабмине придумали «право на скидку», хотя могли бы разблокировать порядок формирования тарифов на отопление и снизить их ещё год назад — это лишь одно заседание Кабмина.

3. 10 июня прошлого года Кабмин принял постановление 467, которым внёс изменения в порядок формирования тарифов на поставку тепла. Действующий сегодня порядок устанавливает, что планирование затрат на приобретение природного газа для производства тепловой энергии с целью включения их в тарифы осуществляется исходя из: плановых объёмов природного газа, необходимого для осуществления деятельности, и средней цены газа, что сложилась на протяжении отопительного сезона, который предшествует плановому.

4. 20 мая прекратили действие ПСО на газ для производства тепла. То есть теперь для предприятий ТЭК — «рынок», как и для бытовых потребителей. А на днях замглавы ОП провёл совещание с представителями Кабмина по тарифам на поставку тепла. Блаблабла, меморандум, новая цена, Кабмин что-то там разработает…

Но есть вопрос: а каким образом будут формироваться тарифы с новой, «рыночной» ценой, если включать в тарифы нужно среднюю, что сложилась в прошлом? Это ведь требовпние постановления Кабмина! Денис Шмигаль и Олексій Чернишов, которые были на совещании, этого не знали? Или им плевать на постановление, которое они сами же и приняли? Или у нас во власти такой бардак, что всё заканчивается лишь словами?

Надо бы определится сначала, какую стоимость газа включать в тариф, как формировать тарифы в условиях «рынка газа», как производить расчёты, а уже потом этот «рынок» вводить. А то у вас уже «рынок» газа, а порядок формирования тарифов ещё для регулируемой цены на газ.

Но раз вы уже начали с конца, то хотя бы до начала отопительного сезона надо всё это определить. Не на словах и в «меморандумах», а в постановлениях. Чтобы не создавать ещё больше проблем к уже существующим.

Вместо выводов. Нас ждут тарифы на тепло ещё большие, чем даже были. Нас ждут проблемы в ЖКХ ещё большие, чем даже были. И проблема даже не в этом, а в том, что никто даже не собирается менять ничего к лучшему. Меня кто-то спросит, как обычно: а что ты сам, кроме критики, предлагаешь? Я просто повторю, что предлагал не один раз.

1. Провести, наконец-то, аудит тарифов, который президент поручил ещё в январе. Аудитом установить два показателя по каждому предприятию: плановый объём газа, указанный при формировании тарифа, и объём газа, который был фактически использован при осуществлении деятельности в этот плановый период, и количество тепла, которое предприятие произвело, и количество тепла, которое предприятие выставило потребителям к оплате в платёжках в плановый период. Вот эта завышенная разница — это воровство. Даже с высокой ценой на газ можно снизить тарифы на поставку тепла, убрав в них воровство.

2. Для того, чтобы убрать воровство в тарифах, надо менять законы, порядки и методики. Прозрачным должно быть не формирование тарифов, а — все составляющие (объёмы и цены) в их структуре. И, конечно же, необходимо усилить ответственность за нецелевое использование тарифных средств. Заложил в тариф деньги на газ, но купил на них фуфельные акции, чтобы вывести деньги — уголовное дело.

3. Платёжка — это не только тариф, а тариф умноженный на объём потребления. А значит надо снижать и объёмы. Такое снижение — это 100% учёт (а не методики) потребления, и снижение потерь.

Учёт — это счётчики, снижение потерь —энергоэффективность. Энергоэффективность — это модернизация источников тепла (котелен), сетей и многоквартирных домов.

Котлы и сети — не инвестиционные программы (это тоже лишь воровство в тарифах), а реальные меры. Дома — это программа общегосударственной массовой их модернизации, а не как сейчас — только для ОСББ, и только лишь для тех из них, что возьмут кредит. Это лишь в общих чертах.

Как видите, это всё возможно. И даже снижение тарифов. Надо только прекратить искать крайних и виновных, надо просто делать и менять. И надо понять, что если не делать ничего, то будет только хуже.