«Забота», которая убивает. Асфальт на тротуаре многократно токсичней, чем асфальт проезжей части улицы

Медики предупреждают, что испарения солей тяжелых металлов из асфальта и асфальтовая пыль могут быть причиной раковых заболеваний. Но на эту опасность у нас в Днепре почему-то закрывают глаза

Тема этого материала всплыла случайно как реакция на многочисленные письма и звонки наших читателей в редакцию «Горожанина». В этом году одной из самых больных в городе стала тема платных парковок, а в последние два месяца она усугубилась тем, что в авральном порядке мэрия взялась за обрезание тротуаров под места для автомобилей. Тротуары практически всей центральной части города перерыты под обустройство парковок, и в воздухе густо пахнет свежим асфальтом.

А к самой теме нас подтолкнул конкретный звонок врача-пенсионера, который возмутился тем, что совсем молодые ребята работают с горячим асфальтом без респираторов. «Завтра эти люди будут пациентами пульмонологов, они травят свои легкие, да и летом асфальт в городе плавится под лучами солнца, и этот устойчивый запах вдыхают все горожане».

Мы выслушали эту лекцию о канцерогенах и иммунодефиците, но все-таки решили проконсультироваться по теме с авторитетным профессионалом – героем очень многих публикаций «Горожанина», главврачом больницы имени Мечникова Сергеем Рыженко. Тем более что он когда-то был врачом ликвидированной ныне санэпидстанции и о влиянии на здоровье окружающей среды знает профессионально.

Главврач больницы Мечникова Сергей Рыженко

Концентрация тяжелых металлов особенно велика в асфальте на тротуарах

Сергей Анатольевич, у нас к вам неожиданный вопрос, не связанный с больницей, ранеными и пандемией. Вы владеете информацией о том, как асфальт влияет на здоровье жителей городов?

— Этой темой медики и ученые на Западе заинтересовались лет 20-25 назад. И пришли к однозначному выводу о том, что проживание людей в городах со значительной площадью асфальтового покрытия крайне нежелательно сказывается на их здоровье. Особенно это актуально для городов-миллионников с интенсивным транспортным потоком, который во многом состоит из старых автомобилей с изношенными двигателями и сверхнормативным выбросами.

Здесь есть два основных негативных для здоровья человека фактора.

Первый заключается в том, что, по большому счету, асфальт – это сложный нефтепродукт. Когда он разогревается под воздействием летней жары, происходит испарение смеси нефтепродуктов и полдесятка тех пластификаторов, которые добавляются в него в процессе изготовления асфальтобетонной смеси. Собственно говоря, испарения из асфальта — это смесь нефтепродуктов. Нефтяные углеводороды асфальта в значительной мере ароматические и очень токсичные.

Специалисты по самым скромным подсчетам оценили вклад испарений асфальта в загрязнение городского воздуха в 10-15% от общего количества вредных веществ, поступающих в атмосферу в результате человеческой деятельности. И чем больше территории покрыто асфальтом, тем больший вред наносится горожанам.

Но второй аспект проблемы асфальта не менее опасен для человека. Дело в том, что асфальт имеет пористую фактуру. По сути, он является губкой, которая впитывает тяжелые металлы и канцерогены от тех же автомобильных выхлопов. Сначала впитывает, а затем отдает в атмосферу вместе с испарениями.

В результате мы дышим, например, солями никеля и ванадия, которые относятся к первому и второму классам токсичности. Мы дышим свинцом, содержание которого в атмосфере нашего города давно и стабильно превышает норму. И он тоже поступает в атмосферу в том числе из асфальта.

Для нашего города, который уже давно демонстрирует крайне негативные тенденции роста онкологических заболеваний, асфальтовые испарения – это абсолютное зло. И по-хорошему должна быть разработана городская программа по замене асфальта на тротуарах на каменную плитку или брусчатку.

Добавьте к этому и то, что укладка свежего асфальта в Днепре часто сопровождается вырубкой зеленых насаждений, из-за чего повышается общая температура городских улиц, темный асфальт притягивает солнечные лучи. И мы все наблюдаем, что с каждым годом лето в городе становится все жарче. А духота и высокая температура несут угрозу сердечникам и гипертоникам.

По моей инициативе была разработана и осуществляется программа по борьбе с гипертонией и её грозными осложнениями — инфарктами и инсультами. Но такое благоустройство городской среды не очень помогает нашим горожанам бороться с этой болезнью.

И еще один важный факт, который нужно принять к сведению. Исследования западных ученых выявили еще одну тенденцию: содержание свинца в асфальтовом покрытии достигает своего максимума через 2-5 лет после его укладки. И дальше все эти асфальтовые покрытия несут в себе угрозу для жизни и здоровья людей, их нужно менять.

— Вы нарисовали достаточно страшную картину. Но что же делать? Ведь невозможно в XXI веке отказаться в городе от дорог с твердым покрытием?

— Я отнюдь не призываю отказаться от асфальтирования дорог. В данном случае нам есть смысл говорить о тротуарах и пешеходных зонах. Если подсчитать в квадратных метрах, то вы поймете, какая это огромная площадь городской территории.

Исследования также показали, что концентрация тяжелых металлов в асфальте на тротуарах и во дворах чаще всего гораздо выше, чем на проезжей части. Этому, на первый взгляд, парадоксу есть простое объяснение. Во-первых, тяжелые металлы вместе с выхлопными газами отлетают от укатанного асфальта проезжей части, оседая на менее качественном и потому более пористом асфальте тротуаров. И во дворах, где не всегда можно применить тяжелую дорожную технику, асфальт тоже имеет более высокие показатели пористости.

Во-вторых, с автомагистралей слой токсичных веществ после снегопадов и дождей частично стирается шинами и убирается дорожной техникой. Эти вещества через ливнёвки уходят в реку, но это уже тема для отдельного разговора. Мы же вернемся к асфальту.

Вопрос о максимальном отказе от асфальтового покрытия стоит не для автодорог, он актуален в первую очередь для тротуаров. На них, как и на детских площадках, во дворах, в парковых и пешеходных зонах, очень желательно применение альтернативных материалов. Так, как это сегодня делается в цивилизованных странах.

Вы наверняка видели эту тенденцию в городах Европы, возможно, вас это даже удивило — там в последние десятилетия всё больше и больше тротуаров покрывают даже не песчаной плиткой, как бывает у нас, а мостят каменной плиткой, брусчаткой. Да, это дороже, чем асфальт, но одновременно долговечней, а самое главное — безопасней для здоровья горожан.

Почему у нас в городе сегодня массово применяют технологии прошлого вместо здоровых и долговечных технологий будущего? Возможно, хотят в год выборов охватить ремонтами больше тротуаров. Мы видим, что мэрия пока предпочла стратегию «дешево и быстро асфальтом» вместо разумной стратегии «хорошо и полезно каменным покрытием».

Во дворах и на тротуарах асфальт имеет добавочную пористость, поскольку для его укладки невозможно применить тяжелую технику

«Хорошо, что хоть так делают» — это ущербная позиция

— Нам кажется, что вас поймут не все горожане. Многим настолько надоело ломать ноги на дырявых тротуарах, что они ответят вам: «Хорошо, что хоть так делают, наконец-то дождались».

— Да, я тоже иногда слышу такие выражения. И отношусь к ним неодобрительно. Нельзя браться за что-то и что-то делать, не оценив и не предотвратив возможные негативные последствия таких действий. Позиция «хорошо, хоть так, пусть вредный для здоровья асфальт, лишь бы ноги не ломать» — это ущербная психология.

Мы уже привыкли, что в наши дома и квартиры подается вода, которая несет реальную угрозу для здоровья, — её нельзя пить, на ней, по большому счету, нельзя готовить. Этой водой можно разве что смыть унитаз, но все мы платим за неё как за питьевую. И по этому поводу тоже должны обреченно вздохнуть: хорошо, хоть такая вода есть? Пока мы все будем думать так и соглашаться, будем жить плохо, с завистью поглядывая на Запад. В том же Берлине или Париже, да практически везде за рубежом, воду из-под крана в ресторане подают в графине на стол, ведь она действительно чистая и безопасная. Насколько я понимаю, там городская власть осознает значимость воды для здоровья горожан.

Или давайте для наглядности еще более конкретный пример. В вашей квартире делают ремонт, рабочие для покраски стен использовали краску с большим содержанием свинца, которая для внутренних работ категорически недопустима. И что вы скажете им в ответ? Спасибо, что хоть так покрасили? Нет, вы будете ругаться и требовать переделать. А ведь город — это, если по большому счету, наша большая общая квартира.

Типичный парк в Париже — никакого асфальта, пешеходные дорожки покрыты гравием

Предвыборный аврал?

Аргументы Сергея Рыженко показались нам убедительными. И заставили задуматься о том, что большой город – это среда, которая может быть более опасна для жизни, чем кажется. Сегодня же явно видно, что мэрия очень торопится и с парковками, и с тротуарами. Ей явно не до современных концепций урбанизма. Днепр латают по «совковым» лекалам: недолговечно, некачественно, небезопасно, но главное — есть картинка всеобщей суеты.

И вот что интересно. Массово асфальтировать тротуары начали не два или три года назад, а только в последний месяц. Почему такая работа на тротуарах не делалась в рамках общей городской стратегии все предыдущие пять лет? Невольно напрашивается аналогия с набережной, которая четыре года простояла разрытой, а в этом году вдруг выясняется, что все работы можно сделать ударными темпами, и всего за три месяца. Хотя плановая работа и авральная всегда отличаются качеством и результатами. Думаем, этот аврал можно объяснить только неумолимо приближающимися местными выборами и желанием продемонстрировать горожанам заботу, которая, кстати, может и убивать.

Ольга Юдина

Газета ГОРОЖАНИН