Южмашу вернули будущее!

Нардеп Максим Бужанский: «Возврат долгов по зарплате южмашевцам – это первый шаг многоплановой работы по возвращению Днепру и Украине космического будущего»

14 июля Верховная Рада большинством в 324 голоса поддержала поправки в Госбюджет в рамках новой бюджетной программы «Пополнение уставного капитала государственного предприятия «Производственное объединение Южный машиностроительный завод имени А.М. Макарова». Законом предусмотрено выделение предприятию финансирования на погашение задолженности по выплате зарплаты, единого социального взноса, отдельных налогов ПО ЮМЗ. Среди инициаторов и авторов законопроекта был народный депутат Максим Бужанский, избранный по 25 округу, на территории которого находится Южмаш.

Мы беседуем с Максимом Бужанским, чтобы понять логику этой инициативы и последствия принятия законопроекта для отдельно взятого предприятия и для экономики Украины в целом.

— Максим, вы только что приехали с Южмаша, были там в цехах, общались и с руководителями, и с обычными работягами. Скажите честно, поделитесь вашими личными впечатлениями – у этого предприятия остались хоть какие-то надежды и перспективы? Или оно уже умерло?

— Перспектива? Да вы даже не представляете себе, какие у южмашевцев амбиции и что они могут! В этом можно сомневаться, только пока сам лично не побываешь на предприятии, пока не услышишь этих людей, которые буквально в унисон говорят: «Не надо нам рыбу, дайте нам удочку». Каждой деталью космических аппаратов, которые они собирают, гордятся, показывают её, говорят о ней: «Это не конвейер, это можем только мы». Люди хотят и могут работать. И они по-настоящему патриоты Южмаша: несмотря на эту безнадежную ситуацию с зарплатами, не увольняются в поисках работы, за которую платят, они продолжают работать на предприятии.

Знаете, есть расхожая для Днепра фраза о том, что наш город «не первый, но и не второй». А вы задумывались над тем, что в первую очередь дает нашему городу такой статус? Это ведь в том числе и Южмаш — уникальное предприятие, аналогов которому в Украине нет. И за тридцать лет, скажем мягко, не самого быстрого движения на пути прогресса мы по-прежнему входим в тот эксклюзивный десяток стран, которые могут собрать космический аппарат и выйти в космос.

Южмаш – не просто какой-то завод, где работает большой коллектив каких-то, пусть даже уникальных, специалистов. Нет! Это предприятие для Украины – наша связь с будущим. Новая жизнь космической отрасли — сегодня наш приоритет. Это для нас мостик в то самое перспективное и высокотехнологичное будущее, которое позволит в перспективе пересмотреть наше место в мировом разделении труда.

Вы понимаете, что на самом деле эпоха освоения космоса только началась? Это и частные космические полеты, это огромное многообразие востребованных спутников самого разного назначения и применения – всё только начинается. Но если многие страны уже начали этот путь в будущее, то наш украинский Южмаш пока только на старте такого пути, в той точке, от которой все уже начали движение.

— Ваш законопроект, за который проголосовало больше депутатов, чем конституционное большинство парламентариев из разных фракций, — он о погашении старых долгов? Или он дает Южмашу какой-то толчок для реального движения вперед?

— Начну с простого. Коллектив предприятия, а это около 6 тысяч человек, 11 месяцев сидит без зарплаты. Плюс к этому Южмаш должен государству около 130 миллионов гривен в качестве налогов. Завод с такими долгами не может получать космические заказы, потому что любые деньги, которые теоретически придут от заказчика, должны быть изъяты в пользу государства. Какой заказчик рискнет сюда прийти и принести деньги?

Я сегодня был в цехах на заводе. Пришел специально, чтобы поговорить с людьми и объяснить им, почему этот законопроект был проголосован только сейчас. И я объяснил главное: мы не забыли о Южмаше, мы не бросаем завод, мы только начали совместную работу на перспективу.

Нам удалось обратить внимание на проблему предприятия всех – президента, премьер-министра, комитеты Рады. 324 народных депутата проголосовали за этот закон — на 24 голоса больше, чем конституционное большинство. И приняли мы закон сразу в двух чтениях. А это означает, что парламент понимает значимость Южного машиностроительного завода не только для Днепра, а для всей нашей страны.

Сам законопроект называется «О финансовом оздоровлении» предприятия — выплатить долги по зарплате людям, списать долги перед государством. Всё это — подготовка стартовой площадки к тому, чтобы завод заработал, получил заказы. И это вполне реально, ведь мы уже приняли закон о частном космосе, а это дает возможность привести на финансово оздоровленное предприятие серьезного заказчика.

Поверьте, там всё готово к работе. Я вот иду по предприятию и вижу: люди на рабочих местах не курят, не гуляют, не копаются в телефоне, они работают с чертежами, заняты делом. Для большинства из нас космические аппараты и космос – это красивые ролики на Ютубе, а для южмашевцев – это рабочие будни, они делают космос своими руками. Вот, для примера, сегодня в тренде восхищаться Маском и его ракетоносителем. А на Южмаше улыбаются, они знают эти технологии с 60-х годов прошлого века, они с ними работали, изучали и отказались от них в пользу одноразовых аппаратов, тогда это было обосновано с точки зрения финансов и эффективности.

Разговариваешь с работниками Южмаша и понимаешь свою причастность одновременно и к истории, и к будущему. Для города это крайне важно – это даже не наше лицо, это наше сердце. Потому что наша уникальность и наши перспективы именно в этом.

— А когда вы начали заниматься проблемами Южмаша? Что вас подтолкнуло к этому?

— Это мой округ, Днепр – мой город, а Южный машиностроительный завод – это в чем-то символ и прошлого, и будущего нашего города. Проблемами предприятия я занялся, буквально как только мы пришли в парламент, с прошлого сентября. Дело в том, что проблемы есть ведь не только у Южмаша, они есть и у КБ «Южное», у всей отрасли, в которой они являются базовыми предприятиями. У нас связка – мы должны вытянуть в паре Южмаш и КБ. Дать им возможность получать заказы, выполнять заказы и быть финансово самодостаточными.

За пять лет предыдущего президента Порошенко Южмаш не получил ни одного государственного оборонного заказа. При этом все связи и контракты с РФ были одномоментно оборваны, а компенсирующих их заказов от родного государства предприятие не получило.

Мы начали с самого простого. По моему письму Офис Президента организовал при СНБОУ специальную экспертную комиссию по космическому производству, которая позволила решить один из болезненных вопросов ракетостроителей. Дело в том, что товары двойного назначения имеют свои ограничения в обороте, они должны проходить определенную сертификацию, так вот благодаря экспертной комиссии КБЮ и Южмаш получили возможность спокойно работать на экспорт.

Вы понимаете, что спектр интересов мирного космоса — он намного шире военной тематики, на которой выросли ЮМЗ и КБЮ. Объем интереса к теме мирного космоса огромен. В мире есть достаточно много стран, которые хотят иметь свои спутники. А мы можем их делать и продавать им. Мы должны это делать!

На Южмаше есть специалисты, которые несут в себе уникальный опыт многих поколений работников завода. Просто скопировать какой-то узел или деталь — это не работает. Работает, когда специалист понимает нюансы технологии, специфику этой техники, живет в этой теме. Я, кстати, сегодня встретил на Южмаше достаточно молодых ребят, таких же увлеченных космосом фанатиков, как и старшее поколение специалистов. То есть молодежи это нужно, это интересно, она приходит на предприятие, и само по себе уже это есть показателем жизнеспособности и перспектив космической отрасли Украины. И было бы безумной глупостью дать потухнуть этому огоньку в молодых глазах только потому, что государство не в силах помочь собственным уникальным предприятиям.

Это ведь очень серьезный аспект вопроса – человеческий фактор. 6 тысяч работников Южмаша, у каждого семья, допустим, из трех человек – это 18 тысяч горожан, которые не просто заинтересованы в том, чтобы завод работал, они гордятся своей принадлежностью к Южному машиностроительному. И столько же — в КБ «Южное».

Мы – днепровцы, мы амбициозные люди, и вот это чувство гордости за наш завод, за наш город, за нашу уникальность – оно переполняет сердце. Это – наше! Ведь это неразрывная связь – почти у каждого из горожан кто-то в семье или кто-то из родственников, знакомых, соседей работали на космос, на Южмаше когда-то было 52 тысячи сотрудников. Плюс смежные предприятия.

Упомяну своего коллегу и соавтора законопроекта, с которым мы вместе работали в этой теме, Дмитрия Кисилевского. Упомяну вот в каком контексте. Казалось бы, уже заручившись поддержкой президента Владимира Зеленского (более того — даже двух президентов: и Леонид Кучма подключился), мы неожиданно наткнулись на очень жесткое сопротивление — тех людей в Кабмине, для которых Южмаш ничего не значит. Они не понимают разницы, они говорили: «Вот есть 2700 предприятий, почему мы должны бюджетные деньги дать именно этому заводу?» Мы им объяснили: потому что другого такого завода, как Южмаш, нет.

В правительстве боятся и не любят, когда суровые шахтеры приходят стучать касками и требовать денег, с ними приходится рассчитываться. Но в правительстве рассчитывают, что интеллигентные инженеры и конструкторы космической техники не придут стучать чертежами, а мы им опять-таки объяснили: это неправильный расчет. Мы придем! Я, как народный депутат от 25 округа, представляю интересы 6 тысяч работников Южмаша, и этого вполне достаточно, чтобы вы к нам прислушались.

— И всё же, какую реальную перспективу дает ваш закон для стабильного развития Южмаша?

— Важно, чтобы в момент выплаты задолженности по зарплате на Южмаше не начался сразу процесс накопления следующего долга. Чтобы этого не произошло, мы занимаемся его системным финансовым оздоровлением, которое может быть достигнуто только путем формирования условий для стабильного потока заказов.

У нас молодой, но очень инициативный глава Космического агентства г-н Усов. Кстати говоря, я сначала услышал о нем мало хорошего, но потом пообщался и увидел в нем много хорошего. Усов яростно отстаивал Южмаш на двух совещаниях – сначала в Кабинете министров, потом на Бюджетном комитете ВР. Но главное другое – уже прямо сейчас обсуждаются два заказа для Южмаша. Первый – на 100 миллионов евро, он связан с производством ракетной техники. И второй заказ, о нем уже говорил премьер-министр, — он на 245 миллионов гривен и связан с современным городским транспортом для Южной Кореи.

Но чтобы получить эти заказы, нам нужно показать: Южмаш не обременен долгами, он в нормальном состоянии, он работает и способен четко, качественно, в срок и по уникальной цене выполнить заказ любой технической сложности.

Я скажу даже по-другому: завод должен быть привлекательным для заказчика не только с точки зрения технологий, но и с позиции безопасного и надежного финансового партнерства. На такую репутацию будет работать ряд законопроектов, которые мы представим в сентябре, плюс государственные гарантии. А самое главное в нынешних условиях – на репутацию Южмаша уже работает четко и наглядно продемонстрированная мощная государственная поддержка в адрес флагмана ракетно-космической отрасли Украины.

Выделение 2,3 миллиарда гривен машиностроительному заводу — это наша победа! Развитие космической отрасли — наша реальная государственная перспектива. Именно поэтому мы вкладываем в Южмаш и КБЮ деньги, мы защищаем этих людей, их знания и их руки, их талант и их опыт. Вот суть того, что мы делаем для будущего Южмаша, Днепра и Украины в целом.

Газета ГОРОЖАНИН