Выживут не все… Карантин сильно ударил по мелкому и среднему бизнесу Днепра

И даже после сворачивания карантинных ограничений далеко не все украинские предприниматели смогут продолжить свою деятельность

— Карантин очень сильно всё поменял — и сознание предпринимателей, и бизнес. Сейчас многие из ФЛП понятия не имеют, вернутся они на работу к своему бизнесу или нет. Последний год стал для нас крайне сложным. Осенью мы воевали с центральной властью против бездумного тотального введения кассовых аппаратов и увеличения лимитов. Теперь из-за карантина мы об этом уже даже и не вспоминаем, — рассказала в местом телеэфире предприниматель и общественный активист Наталья Ешонкулова. – Приоритеты за последние два месяца настолько сильно изменились, что объективно сейчас не до кассовых аппаратов. Хотя лимиты нам все-таки подняли, а введение кассовых аппаратов ненадолго отсрочили.

Основную потерю количества предпринимателей, по словам Ешонкуловой, можно будет увидеть сразу после окончания карантина. Но окончательная картина вырисуется через 2-4 месяца. Многие оказались без оборотных средств, и им не за что запускать свой бизнес заново.

— Ситуация сейчас такая, что многие в принципе не могут приступить к работе после карантина. Поэтому не удивляйтесь, когда придете что-то покупать в киоске, а он закрыт. Ну или в нем какой-то другой предприниматель появился, — говорит Наталья. – Тем же людям, которые продолжат работать, придется несладко. Нашу деятельность усложнит тотальная фискализация, которую, повторюсь, не отменили, а только перенесли. Государство, которое заботится о своих гражданах, так бы не поступило. В этих финансовых условиях, в которых мы оказались из-за карантина, о фискализации нужно было забыть. Но у нас никто о ней не забудет, у нас во власти другие приоритеты.

По словам Натальи, сильную головную боль предпринимателям доставляют вопросы, связанные с арендной платой. Несмотря на то, что большинство из них сидели два месяца дома и не работали, платить за аренду всё же пришлось. В лучшем случае предприниматели платили около половины от ежемесячной суммы аренды, в худшем – полную стоимость.

— У нас аренда ежемесячная, у нас налоги, а мы вынужденно сидим дома! Конечно, некоторые арендодатели пошли навстречу, не брали арендные платежи, но при этом нам всё равно нужно было платить им за сохранность вещей в помещении, за охрану, — говорит Наталья. – Мы это понимали, поэтому, конечно же, не отказывались платить. Только вот платить-то вообще не с чего. Выручки нет – значит, и денег ни на что нет!

Немного помогла в непростой ситуации городская власть, частично освободив физлиц-предпринимателей от уплаты в мае налога.

— Для предпринимателей первой группа единый налог вообще отменили. Для предпринимателей второй группы его уменьшили в два раза. Но когда мы попытались договориться, чтобы эти налоговые каникулы ненадолго продолжили, чтобы у предпринимателей появились оборотные средства, в горсовете развели руками. Сказали, что, мол, ситуация меняется каждый день, — говорит Наталья. – Но все равно даже это помогло. Дело в том, что мы сейчас все в одной лодке находимся — власть, предприниматели, арендодатели. Поэтому приходится находить взаимопонимание. Все вынуждены идти друг другу на уступки.

Выхода из карантина предприниматели с одной стороны очень ждут, так как у них появится возможность нормально работать, а с другой стороны опасаются.

— Мы выходим — и сразу же нужно платить за аренду, выплачивать заплаты сотрудникам. С бизнесом проблемы останутся, а возможно, и будут нарастать, так как, во-первых, у потенциальных покупателей нет денег, а во-вторых, транспорт полностью непонятно когда запустят. Если мы говорим о торговле, то сногсшибательных продаж не будет. Предпринимателям, которые работают на отдаленных жилмассивах, будет немножко полегче, а вот тем, кто в центре, – сложнее. К ним просто не доедет никто. Думаю, что единоналожники будут еще не раз бунтовать и выходить на митинги протеста, пытаясь обратить внимание властей разного уровня на наши проблемы, — говорит Ешонкулова.

Многие инициативы министров и народных депутатов, по словам Натальи, вызывают массу возмущений. Так, к примеру, люди крайне негативно отнеслись к этим выборочным карантинным мероприятиям, которые полностью запретили работать мелкому бизнесу, но позволили процветать крупным торговым сетям, сделав их фактическими монополистами.

— Недавно мы проводили автопробег против действий центральной власти. Предприниматели возмутились её двойными стандартами. Огромные гипермаркеты и торговые сети в Украине работают, там полно народу, и далеко не все соблюдают противоэпидемические мероприятия. И без масок посетители ходили, и без перчаток. В торговых залах было много людей, на кассах никто не соблюдал никакой дистанции. А механизма штрафных санкций за несоблюдение таких правил не придумали. К отдельным прохожим на улицах применяли штрафы в 17 тысяч гривен, а торговые сети фактически оказались вне контроля и штрафных санкций, — говорит Наталья. – При этом супермаркеты – это закрытые помещения, и шанс заразиться тут коронавирусом значительно выше, чем на открытой территории рынка. Но именно рынки, большинство из которых под открытым небом, центральная власть решила закрыть. Конечно же, такие ее действия возмущают предпринимателей. Митинговали и по этому поводу. Рынки в итоге открыли, но опять же к ним выдвинули больше ограничительных требований, чем к супермаркетам. И всё больше предпринимателей осознают, что власть нам ничем не поможет, она только мешает. Разумного диалога не получается, нас не слышат вообще. Таким протестным образом будем и дальше решать наши проблемы.

Александра Пшеничникова

Газета ГОРОЖАНИН