В Днепре поставили спектакль для умного зрителя

На минувшей неделе в Днепровском академическом театре драмы и комедии состоялась необычная премьера спектакля по пьесе Натальи Ворожбит «Саша, вынеси мусор»

Пьесу, в которой война проецируется на внутрисемейные отношения, украинский драматург Наталья Ворожбит написала в 2014 году под впечатлением событий, перевернувших жизнь каждого жителя Украины. Актуальность и интернациональность этой темы обеспечили пьесе широкую сценическую географию.

Полковник украинской армии Саша умирает от сердечной недостаточности, но его образ продолжает жить в сознании похоронивших его женщин. Жена и приемная дочь, убитые горем, готовы пойти на любые компромиссы, лишь бы изменить реальность и вернуть покойного. Однако для офицера серьезным поводом вернуться может послужить только война…

История, рассказанная драматургом, автобиографична.

— За несколько лет до начала войны я потеряла очень близкого человека — это мой отчим. Он был полковником, служил, и однажды у него остановилось сердце, — рассказывает Наталья Ворожбит. — И когда началась война, я очень часто думала: если бы он жил, пошел бы он воевать? И если бы он пошел воевать, как бы мы его провожали, как бы мы его ждали? А если бы он погиб, как бы мы это пережили? Я даже радовалась, что он умер раньше, а не во время войны. Разные мысли, эмоции, страхи меня мучили тогда. Мне даже не нужно было ничего придумывать, я просто перенесла их в пьесу.

На сцене «ДрамиКома» спектакль «Саша, вынеси мусор» поставил талантливый режиссер Артур Опрятный. «Горожанину» довелось побывать на генеральной репетиции. Мы с головой погрузились в атмосферу женских переживаний, круто замешанных на обостренных внутренних конфликтах, горечи утраты, ожиданиях, надеждах, страхах, которым противопоставляется спокойная мужская готовность защищать, жертвовать собой ради благополучия близких. Яркие костюмы-трансформеры, сценография, музыка, освещение не только дополняют палитру средств выразительности, но и несут свои смысловые нагрузки. Роли исполняют Игорь Шульга (полковник Саша), Елена Попова (его жена Катя), Маргарита Савенко и Диана Данилюк (падчерица Оксана).

Присутствовавший на генеральной репетиции зам начальника Днепровского областного военного комиссариата Сергей Владимирович Полуцыган высоко оценил постановку. По его словам, чувствуется, что драматург в теме и хорошо знала, о чем пишет, а Елена Попова очень точно воплотила образ полковничьей жены.

Сама Елена утверждает, что в образ попала интуитивно.

— Что творится в душе моей героини, в двух словах описать сложно, — говорит актриса. – Она – пахарь. Она – кормилец. Именно ей приходилось тащить на себе всю семью. И от перманентной борьбы за выживание в ней накопились усталость и раздражение. Но тем не менее муж был для нее единственной опорой. К сожалению, полностью она это осознала, только овдовев. Это очень поучительная история.

Игорь Шульга исполнил роль того самого полковника украинской армии Саши, и если бы существовал приз зрительских симпатий, он достался бы именно его персонажу.

— Любой актер должен оправдывать своего героя, находить причину поступков, которые он совершает, слов, которые он говорит. Причиной смерти моего героя, на мой взгляд, является отсутствие смысла в его существовании. Он остается человеком, любящим отцом и мужем, но ему не хватает большего смысла, реализации, и усиливающиеся внешние обстоятельства приводят его к смерти. Для меня это была одна из задач, которую надо было понять и прожить. И я очень хорошо понимаю, почему мой герой решил вернуться, когда началась война. Как и многие жители нашей Украины, я прожил все это, я помогал волонтерам, мой брат воевал, мы его собирали, отправляли, помогали… Поэтому для меня это очень знакомая тема и очень понятные обстоятельства. Возможно, мне это помогло в работе над ролью.

Актер считает, что в связи с острой актуальностью темы малейшую ложь, малейшую недостоверность зритель сразу же почувствует.

— Мы говорим о событиях, о которых знает каждый живущий в этой стране, — говорит Игорь Шульга. — Поэтому главная актерская задача – оставаться правдивым, но при этом сохранить определенную степень обобщенности и, начав с истории этих трех людей, вывести повествование на более крупный масштаб и сохранить эту правду, масштабирование смыслов, символов. Это интересная задача, и она будет оставаться актуальной на каждом спектакле.

За сравнительно недолгий срок существования пьеса «Саша, вынеси мусор» пережила множество постановок как в нашей стране, так и за рубежом. Причем многие из них решены в эстетике фарса, театра абсурда. Артур Опрятный от такого подхода отказался, хотя этот путь был бы самым простым.

— Я хотел сделать не вымышленную, а реальную историю, — объясняет режиссер. – Таких семей у нас много, поэтому вариантов всего два: либо ставить жизненную историю, либо вообще за нее не браться, потому что это будет плевок в сторону простых украинцев и тех военных, для которых долг и присяга – понятия не растяжимые.

В этом сюжете нет отрицательных и положительных героев. Какими их увидит зритель – зависит от его личного опыта, от ракурса, а может быть, от сиюминутного состояния души. Все как в реальной жизни!

— Это история простых украинских семей, тех, кто остался в тылу, — говорит Артур Опрятный. — Сейчас война идет в трехстах километрах от нас. Мы живем в своем мире, ходим в кафе, развлекаемся, отдыхаем, а где-то там гибнут люди. В спектакле я поднимаю вопросы войны, патриотизма, семейных ценностей, долга перед семьей и перед Родиной. Кроме того, я старался выделить круг проблем каждого героя и каждого из них оправдать. Потому что нет плохих и хороших. Есть просто люди, и хотелось уйти от пафоса и передать их состояние, чтобы они выглядели живыми. Этот поиск оправдания занял очень много времени.

Как выяснилось, это была не единственная сложность, с которой довелось столкнуться во время работы над спектаклем.

— Наталья Ворожбит поставила условие: нельзя переделывать текст пьесы, — говорит режиссер. — У меня это первый такой опыт, когда я не могу сократить пьесу, что-то изменить, поэтому пришлось работать строго в рамках авторского текста.

До конца замысел режиссера сможет понять только очень внимательный и вдумчивый зритель, способный расшифровать все символы, все метафоры, которыми насквозь прошита ткань постановки. И если текст пьесы оказался под грифом неприкосновенности, то в работе со смыслами режиссер себе не отказал.

— Что-то было внесено драматургом, что-то добавил я. То, что я чувствую, то, что я пережил, что видел, слышал и знаю, я старался вложить в символы, в дополнительные смыслы, поскольку пьеса небольшая, хронометраж спектакля тоже небольшой, а сказать хотелось много. Поэтому каждый момент, каждый жест, каждая на вид мелкая деталь в спектакле очень важны и помогают зрителю понять смысл происходящего, разгадать загадку.

Напоследок режиссер перечислил тех, чьи профессионализм и труд были вложены в эту постановку:

— Хочу поблагодарить всех, кто принимал участие в этом проекте, потому что в нем были заняты не только режиссер и актеры. Хочу сказать спасибо директору – художественному руководителю Сергею Владимировичу Мазаному за идею что-то поставить на эту тему, чтобы театр нашел свое место в украинском обществе. Спасибо артистам Елене Поповой, Игорю Шульге, Маргарите Савенко и Диане Данилюк. Спасибо Евгению Шашкину за видеоряд и звук. Спасибо Сергею Земляному – художнику по свету, который помогал создавать атмосферу. Спасибо композитору Геннадию Кардильянову. Спасибо заведующему постановочной частью Сергею Николаевичу Зубцу за поддержку. Спасибо сценографу Игорю Рувинскому. Спасибо художнице по костюмам Елене Поповой. Спасибо гримеру Анастасии Никитиной. И спасибо начальникам всех остальных цехов – это Анна Алексюк (реквизиторский цех), Сергей Сердюк (монтировочный цех) и Елена Кузьмина (костюмерный цех). Ну и, конечно, большое-большое спасибо пошивочному цеху под руководством Аллы Стешенко за то, что в кратчайшие сроки, в условиях большой нагрузки успели воплотить в жизнь наши костюмы.

Поздравляем всех причастных с премьерой и желаем спектаклю долгой и счастливой сценической жизни!

Яна Бережная

Газета ГОРОЖАНИН