Старая схема в новой обертке: сколько город переплачивает за остановочные комплексы

Цифры впечатляют: цена одного квадратного метра плитки «Брусчатка» у подрядчиков «Днепродорсервиса» стоит 1104 гривны, но такую плитку можно купить всего за 200-350 гривен

Предыстория

Летом 2019 года сайт журналистских расследований БюроUA опубликовал материал о коррупции при обустройстве остановок пассажирского транспорта в Днепре. В 2017-2018 годах городское КП «Днепротранскомплекс» провело ряд тендеров на поставку конструкций остановочных комплексов, по итогам которых заключило с созданным аккурат накануне торгов ООО «ТД Лайт-Энерджи» три договора на сумму 11,5 миллиона гривен. Еще один аналогичный договор на 960 тысяч гривен с ООО подписал департамент транспортной инфраструктуры мэрии. К слову, после того как правоохранители заинтересовались нарушениями в «остановочной» теме, «ТД Лайт-Энерджи» сменило название на «Зарочин» и де-юре переехало в село Трикраты Вознесенского района Николаевской области.

Остановки КП «Днепротранскомплекс» закупало по-хитрому — как товар, что позволило обойтись без всяких смет и актов выполненных работ. Но если смет и актов нет, то непонятен объем выполненных подрядчиком работ, неясно, какое количество стройматериалов для изготовления конкретной конструкции было использовано и по какой цене эти стройматериалы были приобретены. Журналисты много потрудились, просчитывая стоимость строительства одной остановки, однако в итоге доказали: КП закупило конструкции и их установку по ценам, вдвое дороже рыночных.

В сентябре 2020 года стало известно, что Днепропетровская областная прокуратура, по сути, подтвердила подсчеты журналистов. Было открыто уголовное производство в отношении директора департамента транспорта мэрии Игоря Маковцева и экс-директора КП «Днепротранскомплекс» Михаила Семчука. По данным следствия, Маковцев и Семчук подписывали акты приема-передачи остановочных комплексов, заведомо зная, что их стоимость была завышена. По версии прокуратуры, «ТД Лайт-Энерджи» получило из бюджета Днепра лишние 3 миллиона гривен.

В числе прочего следствие, как следует из определения Индустриального райсуда Днепра от 15 октября 2020 года, утверждает, что Семчук хорошо понимал, что работы по монтажу и по благоустройству являются строительно-монтажными работами, соответственно, они требуют смет и актов выполненных работ. Сегодня и Семчуку, и Маковцеву официально вручены сообщения о подозрении в совершении преступления.

Свои люди

Из КП «Днепротранскомплекс», сегодня пущенного под ликвидацию в рамках «реорганизации городских служб», Михаил Семчук ушел весной 2019 года. Его место занял замдиректора департамента транспортной инфраструктуры Станислав Робота. Больше года коммунальное предприятие вело себя тихо, закупая через «Прозорро» исключительно мелочевку вроде канцтоваров, офисной мебели, бытовой техники и светильников. А выждав время, вспомнило об остановках.

Первый тендер со странным (попробуй-ка найди) названием «Реконструкция по оборудованию и размещению остановок общественного транспорта» состоялся 19 августа 2020 года, второй – 31 августа. Участниками торгов выступили ООО «Строительная фирма «Евроатлантстрой» и ООО «Б.К. Сантехсервис». Цену «конкуренты» не снижали, оба тендера выиграл «Евроатлантстрой». Стоимость двух договоров составила 14,5 миллиона гривен.

Фирма-победитель была создана в октябре 2018 года, в тендерах не участвует, свои услуги не рекламирует. Единственной информацией о получателе крупного бюджетного подряда, найденной в интернете, было объявление о сдаче им в аренду своего экскаватора. Официальный номер телефона ООО «Строительная фирма «Евроатлантстрой» +380688392278. В объявлении об аренде, однако, был указан другой номер: +380975997354. Контактным лицом значился некто Константин. Но второй номер телефона также принадлежит предприятиями «Трейдеркомпани» (учредители Константин Чуянов, Юлия Мущенко, Любовь Рущенко) и «Трейдголдтаун» (учредители Константин Чуянов и Шакир Джафаров).

В тендерных документах «Евроатлантстроя» есть справка о наличии соответствующего опыта работы: выполняли работы по укладке асфальта, ремонт объектов благоустройства и работы по размещению остановок общественного транспорта для строительной фирмы «Диамант». Учредителем и руководителем «Диаманта» выступает Андрей Лоян из Днепра, хотя компания зарегистрирована во Львове. «Диамант» — частый победитель тендеров КП «Благоустройство города» Днепра в общей сложности на 23 миллиона гривен. С компанией «Диамант» связан упомянутый выше соучредитель «Трейдголдтауна» Шакир Джафаров. В частности, номер телефона Джафарова значится как контактный номер телефона «Диаманта». Часть сотрудников «Диаманта», указанных в справке о наличии квалифицированного персонала, работают в… «Евроатлантстрое». Так, на один из тендеров фирма подала справку, в которой указала, что учредитель «Диаманта» Андрей Лоян трудится в «Евроатлантстрое»… дорожным работником. Из общих сотрудников у «Диаманта» и «Евроатлантстроя» — главный инженер Александр Мих, дорожный работник Вячеслав Сиса, мастер Сергей Лисюк, электросварщик Валентин Бодай.

Судя по соцсетям, учредители этих взаимосвязанных фирм давно и крепко дружат с руководителями КП и департаментов мэрии. К примеру, в июле 2019 года нынешний и.о. директора КП «Днепротранскомплекс» (а тогда – замдиректора) Виталий Шаповалов публично поздравлял Шакира Джафарова с днем рождения. В друзьях на Фейсбуке у Шакира Джафарова знакомые все лица – совладельцы «ТД Лайт-Энерджи» Александр Дзоз и Алексей Сиротюк, коммунальные Станислав Робота и Виталий Шаповалов, директор департамента транспорта Игорь Маковцев и прочие персонажи «остановочной» истории. А к чему приводит дружба подрядчиков с заказчиками? Известное дело — к переплате за товары либо услуги, выполнению работ не в полном объеме, их хромающему качеству, а также нарушению сроков сдачи объектов.

Только цифры

В ведомости ресурсов «Евроатлантстроя» на странице вышеупомянутого тендера на «Реконструкцию по оборудованию и размещению остановок общественного транспорта» указано, что метр бортового камня БР 100.20.8 у подрядчика стоит 270,91 гривны (или 322 гривны с НДС). Реальная стоимость такого камня составляет 85-140 гривен.

Цена одного бортового камня БР 300.30.18 у подрядчика — 1199 гривен с НДС. Но купить его можно за 650, максимум — 866 гривен.

Бортовой камень БР 100.30.18 стоит у подрядчика 400 гривен с НДС. А его рыночная стоимость — 185-260 гривен.

Бортовой камень БР 300.60.20 можно купить за 1409-2090 гривен, стоимость такого камня у «Евроатлантстроя» составляет 2584 гривны.

Реальная стоимость одной тактильной плитки 40х40 см колеблется от 120 до 300 гривен. К примеру, фирма «Ганг» продает её по 270 гривен, «Аква Эстетик» — по 220 гривен, «Ристейл групп» — по 150 гривен. Но «Евроатлантстрой» такую тактильную плитку покупает по документам вдвое дороже – за 414 гривен.

Цена одного квадратного метра плитки «Брусчатка» толщиной 60 мм у подрядчика остановочных комплексов стоит 1104 гривны. Но такую плитку можно купить у компании «Ганг» за 250 гривен, а максимальная её рыночная стоимость — 350 гривен.

Один квадратный метр плитки «Старый город» толщиной 60 мм на рынке стоит от 130 до 350 гривен. «Евроатлантстрой» же раздобыл эту плитку по 954 гривны за квадратный метр. Даже эти немногочисленные примеры внесения подрядчиком в смету стройматериалов по более высокой цене дают четкое понимание, что остановки обходятся налогоплательщикам дороже, чем могли бы обходиться, если бы заказчик работ был заинтересован в экономии бюджетных средств.

Такая переплата за комплектующие возможна только при одном условии – когда заказчик умышленно завышает ожидаемую стоимость закупки. Стоимость эта должна формироваться на основании мониторинга рыночных цен. Как она формируется в нашем городе, знают, наверное, только будущие победители тендера. В итоге «рождаются» сметы с максимально высокой стоимостью стройматериалов.

Поменялось ли что-то в коммунальном предприятии «Днепродорсервис» после ухода Михаила Семчука, закупавшего остановки у своих знакомых по цене, вдвое дороже рыночной? Как видим, нет.

Газета ГОРОЖАНИН

(Газетная версия. Полная версия материала с документами на сайте журналистских расследований buroua.com)