«Рот закрыть, ничего не спрашивать»: как работает «ручной» профсоюз и зачем в него перегоняют бюджетников

«И не мог умерить Билли
Аппетиты крокодильи»

«Чего вы начинаете?»

Представьте, что вы директор школы, и вам нужно по заданию мэрии перегнать отару педагогов из «неправильного» профсоюза в правильный, то есть послушный. Способов много.

Самый простой – подчинённых обмануть. «Просто у профсоюза изменились реквизиты, и нужно только переписать заявление». Можно надавить авторитетом: «из департамента приказали». Бюджетники, как известно, люди дисциплинированные. Если они всё же проголосовали на собрании против — можно, как директор НВК 106 Инна Анатольевна Палеева и её заместители, по одному «обрабатывать» учителей, заставляя написать нужное заявление. Если же вам ничего так и не приходит в голову, можно надавить на жалость: «меня уволят, если я этого не сделаю, и вам назначат кого-то ещё хуже».

Протокол собрания школы №101 с трудом вмещает в корректные формулировки эмоции, царившие после предложения директрисы перейти в правильный профсоюз, и явно скомканный финал:


«Выразили недоверие новому объединению… Раскритиковала деятельность городской власти, напомнила о незаконных массовых увольнениях в 2018 г. Голосования не было. Постановления не было, секретаря не было».

Что происходит в школе №101 сейчас? Правильно, учителей всё равно перетянули в «Объединение работников образования» хоть тушкой, хоть чучелом» — потому что «приказано».

Над головой директоров, не выполнивших «указивку», в свою очередь, висит дубина от департамента Гуманитарной политики мэрии, в виде выговоров, лишений премий, бесконечных проверок и короткого поводка в виде совершенно незаконных контрактов сроком на три месяца.

Кадровик департамента Елена Шовковая, скандально известная своими циничными выступлениями на суде по массовым увольнениям, главный бухгалтер Коротун, начальник гороно Салогуб и другие птенцы гнезда сушкова ежедневно терроризируют непослушные школы звонками: «сколько человек уже вышло из профсоюза и что сделано для их перехода?»

Возможно, это изображение (2 человека)
Сотрудники департамента гумполитики на заседании админсуда по массовым увольнениям, 2019 г.

«Собрали заведующих садиками, а тем, кто не смог прийти – сказали прислать методистов. Меня вызвали и сказали: «ты будешь делегатом профсоюзной конференции. Рот закрыть, ничего ни у кого» не спрашивать». – поделился «профсоюзным» опытом на условиях анонимности один из педагогов. — На конференции завуч 33 школы, которая возглавляла «Объединение», сказала, что вместо неё «нужно избрать вот этого человека». Несмотря на инструктаж «ничего не спрашивать», из зала всё же возмутились: почему кандидатура только одна? Ответ был простой:

— Что вы начинаете? Вам департамент сказал, что этого человека надо избрать, значит, надо избрать.

Только сейчас, в мае, нам приказали задним числом составить протоколы профсоюзных собраний – об образовании первичек и избрании «делегатов» на прошлую конференцию».

«Этим человеком, которого нужно избрать» оказался некто Сергей Присяжнюк.

— Как можно получить деньги на культурно-массовую работу? – робко поинтересовались на встрече с новым профбоссом учителя АНД района.

— Что вы начинаете? – Возмутился непонятливости паствы пан Присяжнюк. – Деньги уже положены на депозит!

Впрочем, дабы работники не задумывались над неудобными вопросами и не приходили к ещё более неудобным выводам, на Пасху сушковский профсоюз всё же потратился «на культмассовую работу», раздав учителям по бутылке креплёного кагора.

Скажи мне, кто твой профсоюз, и я скажу, кто ты

Проблема членов нового «Объединения работников образования» оказалась ещё и в том, что вместе со старым профсоюзом они лишились защиты коллективного договора – в том числе, права на дополнительный отпуск руководителям, 10% доплаты уборщицам за работу с вредными  химическими средствами и других льгот. «Бережливая» бухгалтерия департамента уже с восторгом распорядилась снять с сотрудников эти надбавки и не давать отпуска.

Тем временем профсоюз образования и науки, оставшийся почти без членских взносов и бюджета, продолжает работу и за последние месяцы добился сохранения пенсии работающим учителям-пенсионерам, а также увеличения летнего отпуска работникам детсадов с 42 до 56 дней.

— У меня стаж в профсоюзе 32 года — за это время нас и прокуратура с СБУ пытались таскать за акции перед ОГА, и много чего было. Я привыкла не думать о том, что со мной будет дальше, а просто выполнять свой долг, — вспоминает профсоюзный лидер Новокодацкого района Светлана Евгеньевна Выборова.

— 5 июня по требованию профсоюза учителей Верховная рада будет рассматривать вопрос о незаконности перевода руководителей школ и учителей-пенсионеров на срочные контракты, и есть надежда, что данное «покращення» будет отменено, — рассказывает о ближайших планах лидер обкома профсоюза Сергей Борисович Козорог.

Чем опасен?

Какое нам дело до учительских проблем? – спросит уважаемый читатель. А возможно, и позлорадствует, вспоминая двойки и обиды от злобной математички. Увы, дело нам есть, либо появится весьма скоро: следом за разгромом профсоюза, с которым приходилось согласовывать увольнения и сокращения, а иногда и бодаться в суде, идёт разгром всей системы образования и внешкольных заведений. Считая, что происходящее в школах и ДК – не наше дело, завтра мы обнаружим, что у нас не осталось ни школ, ни ДК, и учить детей просто негде.

— Из Центра детского творчества Чечелевского района уволилось 11 педагогов из 20, — рассказывает лидер районного профсоюза Лидия Петровна Биленко. – Потому что вместо ставки им предложили 14 часов, а дальше «зарабатывайте частным порядком».  Разумеется, работать в таких условиях люди не захотели. В наказание им попытались при увольнении не выплатить отпускные и другие положенные выплаты.

Такая же ситуация и в других районах: в Центре детского творчества (бывшего Дома пионеров) Индустриального района осталось только двое сотрудников, готовых терпеть сушковское «покращення». Опустевшее заведение собираются «укрупнять», т.е. формально присоединить к центру другого района с перспективой вывести помещение на продажу.

В Индустриальном центре внешкольной работы уволились 27 сотрудников из 43.

Обречены на закрытие обитавшие в них творческие кружки и коллективы, в т. ч. излюбленный детьми «Живой уголок», где учились ухаживать за животными и растениями. Причина одна: «не надо нам такого кружка, давайте те, которые будут приносить прибыль».

Наконец, вслед за учителями, в ручной профсоюз начали перегонять работников культуры из театров и музыкальных школ.

С лозунгом «закройте рот и ничего не спрашивайте» этот «мёртвый уголок им. Сушко» станет достойной заменой разгромленному живому уголку.

Григорий Глоба