Почему молчит мэр Днепра?

Перевозчики додавливают городскую власть: чтобы получить новый тариф в 10-12 гривен, заявляют о необходимости тарифа в 12-15 гривен

Уже второй месяц в Днепре активно педалируют тему повышения стоимости проезда в маршрутках. Одна из основных причин, которую выпячивают на передний план, – карантинные ограничения по заполняемости салонов больших автобусов, что повлекло за собой сокращение количества пассажиров и, соответственно, доходов автоперевозчиков.

В марте городская комиссия по ТЭБ и ЧС запретила перевозчикам возить стоящих пассажиров. Их в салоне должно было быть столько же, сколько мест для сидения. Правоохранители, помнится, даже провели пару показательных проверок по выявлению водителей-нарушителей. Но буквально через недельку о запрете комиссии все позабыли, и перевозчики снова принялись забивать салоны до отказа, особенно в час пик, когда возят исключительно платежеспособных пассажиров, ограничив решением городской власти перевозку льготников. Об этом хорошо знают все, кто пользуется общественным транспортом. А еще об этом свидетельствуют гуляющие в интернете фото, сделанные горожанами.

Странная логика

О запрете перевозки стоящих пассажиров перевозчики вспомнили только тогда, когда у них возникла потребность чем-то обосновать повышение стоимости проезда. Еще одна причина повышения тарифов, о которой всегда говорят перевозчики, – подорожание топлива и увеличение заработной платы.

Вот, например, представитель ООО «Технополис» Вячеслав Павленко объясняет:

— Последнее время мое утро начинается с того, что я решаю, кому не заплатить деньги сегодня. Кто сможет подождать еще день-неделю, а с кем нужно рассчитываться, иначе топлива мы завтра не получим. Если мне звонят и говорят, что сломался автобус, я отвечаю: поставьте его под забор. Потому что ремонтировать транспорт не за что. Негде взять 10 тысяч гривен, чтобы он завтра выехал на маршрут. С поставщиками работаем на личных обязательствах. Долги по дизельному топливу у нас исчисляются миллионами гривен, — говорит Павленко.

По словам перевозчиков, чистая себестоимость поездки пассажиров составляет около 11 с половиной гривен. Об этом заявил директор компании «ДнепроБас» Сергей Куликов.

«Себестоимость перемещения одного пассажира с 1 мая 2021 года – 11,48 гривны. Это в «ноль». То есть без обновления транспорта, без социальной ответственности к моей команде, без ремонтов порванных сидений или разбитых камнями стекол. При таком подходе и тарифе 8 гривен любой транспорт превратиться в прах меньше чем за год. И тариф в 10 гривен – это для нас крайняя необходимость, благодаря которой мы сможем выстоять, выжить», — написал на своей странице в фейсбуке Куликов.

Соглашаться на тариф в 10 гривен при себестоимости поездки в 11,5 гривны — логика довольно странная. Но скорее всего, это просто тактика публичной игры в «злого» и «доброго» перевозчика. Вот версия от «злого»: чтобы выйти на рентабельность, автотранспортным предприятиям необходима стоимость хотя бы 15 гривен, Об этом в эфире программы «Грани» заявил директор компании-перевозчика Виктор Бевзюк. Виктор педалирует тему евро.

— На сегодняшний день перевозчики зависят уже не от доллара, а от евро. Чем выше евро, тем дороже у нас запчасти, топливо, энергоносители. По состоянию на сегодня мы все работаем в долг. Также мы обновляем подвижной состав. Можете заметить, сколько с 2019 года появилось автобусов 1-го класса. Это тоже влияет, ведь это уже совсем другая расходная часть по ремонту — не сравнить с «Эталонами» и «МАНами». В обслуживании такие автобусы дороже примерно на 70%», — говорит Бевзюк.

И при этом, несмотря на то, что зарабатывать перевозчики стали значительно меньше, они героически обновляют подвижной состав, закупая б/у автобусы большой вместимости.

Третья линия нападения автоперевозчиков – банальный шантаж. В апреле самые смелые представители отдельных АТП объявили о сокращении на маршрутах подвижного состава. Пугали, что на некоторых маршрутах это сокращение составит 20%, а на других – 40%. Кроме того, перевозчики пригрозили отменить вечерние рейсы. В летнее время последний рейс был бы максимум в 21:30.

Почему молчат?

Самовольное изменение графиков и сокращение маршрутов – грубейшее нарушение договора, который перевозчики заключали с городом в лице департамента транспорта. Как думаете, директор вышеупомянутого департамента отреагировал на шантаж со стороны перевозчиков? Нет! А курирующий транспорт вице-мэр Михаил Лысенко? А мэр Днепра Борис Филатов? Нет. Удивительное молчание. Тему озвучивают лишь второстепенные клерки департамента, которые не боятся за свою репутацию, поскольку её не имеют.

А ведь до выборов всё было совсем иначе.

Когда в 2017 году перевозчики обратились в горсовет с требованием пересмотреть тарифы, городской голова был довольно категоричен.

— Все спекуляции перевозчиков и их попытки заставить городскую власть повысить цены на проезд закончились ничем, — отчитывался тогда Борис Филатов.

А вот фрагмент выступления мэра по поводу увеличения стоимости проезда в 2019 году. В нем Борис Альбертович вполне резонно предлагает не всеобщее повышение тарифов, а индивидуальные расчеты экономики по каждому маршруту в отдельности.

— Решение исполкома, которое было принято об увеличении стоимости проезда, не значит автоматическое увеличение стоимости сразу после его принятия. Оно пока что не реализовано, и я думаю, это произойдет в максимально поздний срок. А если будет реализовано в максимально поздний срок, то не по всему городу, а путем дополнительных соглашений с перевозчиками, по каждому отдельному маршруту, — предлагал тогда мэр.

Почему же сейчас руководители городской власти решили отмолчаться? В чем интерес?

Собрание для избранных

13 мая на сайте городского совета появилась информация о том, что в Днепре началось обсуждение проекта регуляторного акта – проекта решения исполкома «Об установлении граничных тарифов на услуги по перевозке пассажиров на городских автобусных маршрутах».

В документе идет речь о том, что городская власть намерена установить стоимость проезда на уровне 10 гривен. Тем, кто живет в Таромском, повезло меньше — маршрутки, которые перевозят пассажиров из поселка в город, будут стоить дороже. Так, стоимость проезда в маршрутках №77 и 141 составит 13 гривен, а в маршрутке №90 – 14 гривен.

Регуляторный акт должен пройти общественные слушания. И таковые назначены в городе на 11 часов утра 22 мая. Но в этих слушаниях уже заложены странности. Во-первых, местом проведения назначено помещение не городской власти, а одного из АТП, которое расположено на улице Академика Белелюбского, 5б.

Во-вторых, под предлогом карантинных ограничений количество участников слушаний заранее ограничено цифрой в 70 горожан. При желании участвовать в слушаниях нужно предварительно записаться. Но не через сайт мэрии, а через страничку департамента транспорта в Фейсбуке, которая переадресовывает желающих на электронную форму записи.

Но если ты и записался, то сайт не сообщает тебе порядкового номера – какой ты в этом списке – 15-й или сразу 85-й. Обещают оповестить об этом потом в виде электронного письма. Наш эксперимент показал, что и на третий день после записи никто ни о чем не сообщает. Видимо, усиленно фильтруют желающих. При таком подходе с большой долей вероятности можно предположить, что в слушаниях по транспортным тарифам будут участвовать исключительно работники АТП и их семьи.

Кстати, и представителей СМИ города на эти «общественные слушания» не допустят.

Убрать «черный нал»

Нужно согласиться с тем, что экономика массово закупленных в последние годы б/у автобусов большой вместительности действительно очень сложная. Если выполнять все карантинные предписания по количеству пассажиров в салоне, выполнять графики движения, останавливаться только на установленных местах, то суммарная стоимость платы за проезд не покроет даже расходы на горючее.

Но выход из этого тупика заключается, конечно, не в бесконечном повышении стоимости проезда. «Горожанин» уже писал о лежащем в Раде законопроекте, который меняет правила игры на рынке автоперевозок. Если закон примут, то город не будет проводить конкурсы по раздаче маршрутов. Вместо этого на тендерах будут закупаться услуги перевозки, а городские автоперевозчики будут соревноваться в минимальной себестоимости одной поездки – то есть в минимально допустимых для себя тарифах. Если же городская власть захочет, чтобы поездки горожан стали дешевле, она должна будет компенсировать часть стоимости поездки.

Суть нового механизма в том, что из бизнеса по перевозке пассажиров в городе полностью вытесняется черный нал. Оплата проезда только через электронные билеты или электронные карты горожанина. Причем деньги идут не на счет перевозчика, а на спецсчет мэрии, как заказчика перевозок. Впоследствии, имея точный электронный учет всех до одного перевезенных пассажиров, включая льготников, мэрия оплачивает перевозчикам реально оказанную услугу.

Это создаст условия для реальной конкуренции.

И такой прозрачный механизм оплаты проезда всех категорий пассажиров вытеснит с этого рынка жуликов и аферистов, которые сегодня жиреют на черном нале.

Что же касается монетизации льгот, то это очень справедливое требование. Во-первых, многие пенсионеры или инвалиды вообще не пользуются маршрутками, то есть льгота у них есть, но она не реализованная. А если бы эти люди получали к пенсии фиксированную дополнительную сумму на оплату своего потенциального проезда, они бы сами решали, на что тратить эти деньги – на продукты, например, или на поездку в гости. Во-вторых, перевозчики перестали бы оплачивать из своего кармана государственные и городские льготы, как это массово происходит сегодня.

Вдогонку:

Кстати говоря, кондукторов и «черный нал» нужно убирать также в троллейбусах и трамваях.Поскольку, плюс к повышению стоимости проезда в городском автотранспорте, мэрия решила поднять стоимость билетов и в муниципальном электротранспорте:

Ольга Фоменко

Газета ГОРОЖАНИН