Почему чиновники мэрии Днепра стеной стоят на страже интересов оффшорной парковочной фирмы?

На прошлой неделе в горсовете прошел депутатский час, посвященный теме городских парковок. Энтузиазм чиновников просто радует…

Рентабельно-нерентабельное

О том, почему парковки должны быть платными и стоить дорого, депутатам рассказывали директор департамента транспорта Игорь Маковцев, директор КП «Горавтопарк» Дмитрий Омельченко и его заместитель Кирилл Федорчук. Интересы частной компании «Паркт Сервис Группе» эти трое отстаивали так, будто получают зарплату не в городском совете и коммунальном предприятии, а именно в этой оффшорке.

— На прошлой сессии горсовета Санжара дал поручение провести так называемый депутатский час. Чтобы два структурных подразделения, которые отвечают за парковки, отчитались перед депутатами, — начал Игорь Маковцев и передал слово представителям КП «Горавтопарк».

— Суть нашей работы в том, что мы оказывает организационно-методическую помощь операторам парковок, — говорит Федорчук, словно школьник, подглядывая в заготовленную накануне шпаргалку. – У нас порядка 180 операторов. В рамках этого вида деятельности предприятие наше полностью рентабельно и окупаемо, затраты не превышают доходности.

Как всегда, соврали в первом же предложении, смешав в одну кучу ночные стоянки и дневные платные парковки.

Доходы КП получает от операторов в качестве ежемесячного платежа балансодержателю парковок.

— В прошлом году нам дали дополнительное направление. Оно заключается в хранении и транспортировке транспортных средств нарушителей ПДД. Из городского бюджета были выделены средства, на которые мы обустроили штрафплощадку и закупили эвакуаторы, — рассказывает Федорчук. – Это направление рентабельным не является. Стоимость услуги по эвакуации принималась в 2008 году, пересматривалась в 2013 году. И на сегодняшний день эти тарифы являются ниже рыночной стоимости. В профильных министерствах нам обещали проект постановления, которое позволит увеличить эти тарифы. Когда примут, то и эта деятельность коммунального предприятия станет рентабельной.

Для справки: вызволить эвакуированную на штрафплощадку машину и сегодня стоит порядка полутора тысяч гривен и больше.

— Мы умышленно не пошли по опыту других городов, например того же Киева, который отдал это направление на аутсорсинг, — почему-то гордо говорит Федорчук.

Кстати, а как там частники из Киева ухитряются работать с прибылью по такому точно убыточному тарифу, как и Днепр? Не обанкротились еще?

Уверены, что на аутсорсинг Горавтопарк перейдет сразу после того, как будут увеличены тарифы. Тогда быстренько отыщут компанию из числа своих, которая начнет возить автомобили штрафников. И не исключено, что при помощи эвакуаторов, купленных Горавтопарком. По крайне мере новая коммунальная техника закупленная для КП УРЕА уже давно юзается частными фирмами, которые побеждают коммунальщиков на тендерах.

Цифра на слух

— Еще одно направление работы, которое выполняет Горавтопарк, — демонтаж самовольно установленных блокираторов движения. Если кто-то решил оградить места для паркования, не оформив соответствующие документы, то мы можем их демонтировать, — говорит Федорчук, и, заглядывая в свою шпаргалку, продолжает, слегка споткнувшись на сложном слове: — Вот так, сигментировав направления коммунального предприятия, можно сделать выводы по поводу его доходности. Если говорить о том, может ли КП обслуживать парковки самостоятельно, то эта тема поднималась в 2012 году. И тогда пришли к выводу, что это не будет рентабельно для города.

— И плюс у нас еще фискальных обязательств появилось более 300 тысяч гривен! – проснулся Дмитрий Омельченко. – И мы эти деньги выплачивали весь 2017 год!

— То есть у нас возникли убытки и долги, — говорит Федорчук.

Скучное повествование коммунальщиков в стиле «какие мы молодцы» без упоминания хотя бы одной конкретной цифры, которая бы это подтвердила, надоело даже Маковцеву.

— Кирилл, ну, понятно-понятно. Давайте, вы покажете хотя бы какие-то цифры депутатам, — предложил Маковцев. — Есть раздаточный материал, думаю, что всем его раздадут.

— Сейчас могут дать? Нам же нужно смотреть цифры, а не только слушать, — говорит депутат Лыгин.

— Ну, вот тут материал есть, но он – для нас, — показывает два листочка Омельченко.

— А можно будет попросить, чтобы их распечатали и на депутатов тоже? – спросил Лыгин.

— Можно, после того как они закончат ими пользоваться, — говорит Маковцев. – Вы на слух не воспринимаете? Нет?

— Так, давайте только нормальным тоном общаться, — обратился к Маковцеву депутат Загид Краснов.

— Я в нормальном тоне общаюсь, — тоном воспитанника старшей группы детского сада  ответил Маковцев.

— К таким мероприятиям готовиться нужно, — сказал Лыгин.

Но чиновникам глубоко плевать на депутатов. Они ведь работают на оффшор, туда и присылают отчеты с цифрами.

После обмена любезностями коммунальщики продолжили свой отчет.

— В 2019 году по договорам, которые были заключены с операторами парковок, КП получило 3,3 миллиона гривен, — говорит Омельченко. – А на содержание КП в части именно этого вида деятельности, связанного с организацией парковок, в 2019 году потратили менее 3,1 миллиона гривен. Потом мы предоставим информацию, на что конкретно мы тратили деньги.

А почему потом, а не во время депутатского часа?

— Вот вы сейчас назвали цифры, я отвлекся и не запомнил, — говорит Краснов. – Было бы правильно, если бы распечатали и предоставили все свои цифры.

— Мы вам предоставим, — обещает Маковцев.

— Вы только обещаете. Ну неудобно сидеть и записывать за вами, — посетовал Лыгин.

— По проблемному виду деятельности, связанному с транспортировкой авто и содержанием штрафплощадки. Только на содержание штата, прохождение медосмотра и обучение сотрудников у нас ушло 2,7 миллиона гривен, — говорит Омельченко. — 15,6 миллиона в 2019 году были потрачены на закупку эвакуаторов и содержание штрафплощадки. Итог общей деятельности КП в 2019 году – это 4,6 миллиона.

— Парковочного сбора в этих ваших расчетах нет? – уточнил Краснов.

— Нет. Это плата КП за администрирование парковок, — сказал Маковцев.

О разметке

— Сколько эвакуаторов закупило коммунальное предприятие? – спросила депутат Екатерина Збарская.

— На сегодняшний день 9 эвакуаторов, — сказал Омельченко.

— Учитывая, что обслуживает парковки компания «Паркт Сервис Группе», кто наносит разметку на этих площадках? Кто знаки устанавливает? – спросила Збарская.

— Оператор, — ответил Омельченко.

— И всегда он? – спрашивает Збарская.

— Нет. В 2019 году этим занималось коммунальное предприятие, — отвечает Омельченко.

На помощь руководителю Горавтопарка подоспел Маковцев.

— Есть рынок платных парковок, а есть рынок бесплатных парковок. Тот же «Паркт Сервис Группе» мог оборудовать парковки собственными силами, а мог заключить договор с Горавтопарком, чтобы КП им оборудовало парковку. А Горавтопарк потом получает за это финансирование.

— Тогда у меня уточняющий вопрос. 23 июля этого года Горавтопарк провел тендер на 2,9 миллиона гривен на разметку и дорожные знаки, — говорит Збарская. – Почему эти работы закупало КП?

— Это мы обустраивали бесплатные парковки, — говорит Омельченко. – Новые парковочные места у нас появились.

— А где именно появились? Их можно увидеть? – спросила Збарская.

— Конечно, — ответил Омельченко. – Это и центральная часть города, и спальные районы.

— Это то, что сначала покрасили синей краской, а потом закрашивали белой? – уточнил  Краснов.

— Ничего мы не закрашивали, — зачем-то решил соврать Омельченко, прекрасно зная, что случаев, когда коммунальщики наспех закрашивали синие линии платной парковки белой краской, делая тем самым площадку бесплатной для паркования, пруд пруди.

Но Омельченко привыкать врать. А чего бы ему не врать, если это проходит безнаказанно?

— А сколько бесплатных мест оборудовали в городе? – спросила Збарская.

— 8100 паркомест, — ответил Омельченко. – Это 250 парковок где-то.

— На них ушло 3,9 миллиона? — спросила Збарская.

— Какие 3,9 миллиона?! 2,3 миллиона в этом году потратили, — возразил Омельченко.

— Еще и в 2019 году проводили такие же тендеры, — напомнила Збарская.

— Нет. В прошлом году компания «Паркт Сервис Группе» наняла Горавтопарк для нанесения разметки и установки дорожных знаков, — сказал Федорчук.

Вернулись ли деньги, потраченные из бюджета на нанесение разметки для «Паркт Сервис Группе», горожане не узнают никогда. Почему? Потому что отношения оператора парковок с их балансодержателем – КП «Горавтопарк» – тайна за семью печатями. В свое время в КП журналистам даже образец договора, которые заключают с операторами, отказались предоставлять. Мол, это страшная «коммерческая тайна». А может не коммерческая, а коррупционно-криминальная?

«Плавающая цифра»

Далее Омельченко принялся рассказывать, что за 8 месяцев текущего года КП получило от операторов парковок 2,9 миллиона гривен. Столько же Горавтопарк израсходовал. Эвакуация автомобилей нарушителей ПДД утащила КП в минус 1,8 миллиона.

— В 2019 году на балансе КП была 701 парковка, — сказал Омельченко, перебрав пачку с листочками.

— А паркомест? – спросил кто-то из депутатов.

— Эта цифра постоянно разнится, — ответил Омельченко.

— Около 10 тысяч паркомест. Правильно? – спросил Маковцев у Омельченко.

— Это плавающая цифра, — говорит Омельченко. – Каждый месяц практически добавляются паркоместа.

Какое количество в Днепре паркомест было по состоянию на момент проведения депутатского часа, представители городской власти ответить так и не смогли. Запутались в «плавающих» показаниях? А как они сумму парковочного сбора определяют?

— Я считаю, что если затраты на организацию парковки, на инспекторов по парковкам и всего, что с этим связано, превышают доходы, то горожанам такая вещь не нужна, — говорит депутат Вадим Рублевский. – Если расходы и доходы примерно на одном уровне, тогда никаких вопросов. Но не минус!

— Почему вы считаете, что горожанам не нужны парковки? – спросил Маковцев.

— Я не закончил еще. Невозможно вести бизнес, не понимая, сколько у тебя куриц, которые приносят доход. Можно, чтобы материалы с цифрами, в том числе и по количеству паркомест, кто-то все же предоставил депутатам? Я хочу их изучить, — сказал Рублевский. – И второе. Говорят, что парковки нужны, чтобы меньше людей ехало в центр города. Если мне нужно, я еду в центр в любом случае. И не понимаю, почему на моей необходимости кто-то должен зарабатывать. Еще меня сильно возмущает, что в местах, где раньше никогда не было проблем с парковкой, сейчас разрисовали разметку и стали брать за парковку. С меня берут деньги просто за воздух! Понимаете? Я не понимаю, в чем здесь моя выгода как горожанина.

— Услышьте меня. Основная задача платной парковки – это регулирование автомобильного потока в частях, где отмечается перегрузка. Та часть города, которая пользуется большим спросом, – дороже, та, которая меньше, – дешевле. Это дает возможность растянуть существующие паркоместа по городу, — говорит Маковцев. – У нас нет за пределами центра платных парковок.

— Есть. На проспекте Слобожанском, — напомнил Рублевский. – Там табличка стоит соответствующая.

— Она бесплатная. Табличка — да, стоит, но оплату никто не взимает, — отвечает Омельченко.

Если парковка бесплатная, неужели сложно заменить знак, который будет соответствовать реальному положению дел на конкретной парковке? Или КП не хватает денег на замену одного знака, всё ушло на обслуживание кипрского оффшора?

Дорогая система

В 2019 году парковки принесли в бюджет города 12,6 миллиона гривен.

— Скажите, во сколько бюджету обходится содержание электронной платформы, которую использует инспекция по паркованию, чтобы определить, оплатил человек парковку или нет? – спрашивает Загид Краснов.

— 6,3 миллиона заплатили в этом году, — сказала представитель инспекции.

— Когда инспекции не имела полномочий регулировать административные штрафы, штрафовать нарушителей мог только полицейский, — говорит Маковцев. – Но у них возможностей было мало. Теперь занимается этим инспекция. И если у нас не будет этого программного продукта, то мы не сможем выполнять свои обязанности. Понимаете? И да, платформа – это определенные затраты. А без нее мы не сможем бороться с нарушителями.

— То, что мы получаем в виде парковочного сбора, потом тратим на этот программный продукт. То есть доход как таковой или нет? – спрашивает Краснов. – Скажите тогда, зачем мы с людей снимаем шкуру, чтобы кто-то получил за программу деньги? Городу-то выгоды никакой. Я уже не говорю, что собственник оператора наших парковок «Паркт Сервис Группе» – это иностранная компания.

— Почему вы так говорите?! Нужно смотреть, кто какие обязательства устанавливает перед этой компанией, где она зарегистрирована, — страшно обиделся за «Паркт Сервис Группе» Омельченко. И возмущенно спросил: – О чем вы говорите?

— «Паркт Сервис Группе», согласно данным из официальных реестров, – это компания с уставным фондом 10 тысяч гривен и иностранными компаниями в учредителях.

— Ну, это знаю, — согласился Омельченко.

— Так, а почему сидите и говорите, будто не знаете, что у них бенефициары – иностранные компании? – спросила Збарская.

— Вы же просто сказали, что выводятся деньги в какие-то иностранные компании, — отвечает Збарской Маковцев.

— Выводятся, — соглашается депутат Збарская.

— А подтвердить сможете? – защищает «Паркт Сервис Группе» Омельченко в стиле гопников «А семки есть? А если найду?».

— Извините, у нас тут расизмом попахивает, — вдруг встрепенулся защитник Декларации прав человека Маковцев. – Любой компании мы предоставляем любые условия. Что, если компания зарегистрирована в другой стране, она не может быть оператором парковок?

Может, конечно. Но до сих пор никто не может дать членораздельного ответа на простой вопрос: как на Кипре узнали о проведении конкурса операторов парковок в Днепре, если это объявление было напечатано в городской газете? Ни в городе, ни в Украине никто не знал, а на Кипре узнали и прибежали. (Подробнее об этом в материале: “Солидные иностранные инвесторы»).

После Маковцева немного позащищал «Паркт Сервис Группе» и Кирилл Федорчук.

— Компания оплачивает все. И парковочный сбор, и в КП платит. Малейшие признаки уклонения от оплаты налогов не подтверждаются. И вы никак не можете подтвердить тезис, что хоть одна копейка, один цент уходит за границу, — сказал Федорчук. – То есть это доводы, основанные ни на чем. Хоть какую-то бумагу нужно предоставить, что у них этот счет открыт. По моему мнению, эта компания еще не могла получить дивиденды от вложенных в бизнес денег. Первичные инвестиции окупаются более пяти лет.

— А о каких инвестициях идет речь? – спросил Краснов.

— Ну, это закупка паркоматов, закупка программного обеспечения. Один паркомат 6 тысяч долларов стоит, — говорит Федорчук.

Достаточно трудно объяснить логически, откуда у Федорчука такие интимные данные о финансовом состоянии оффшорной фирмы? Уважаемые киприоты зачем-то делятся своей финансовой отчетностью с мелким клерком из КП?

И второй смешной вопрос: никто из этих мэркско-киприотских клерков не пробовал разделить стоимость паркомата на стоимость часа парковки? За сколько месяцев окупается такая «крупная инвестиция»?

«Через маску нервы вываливаются»

— У нас раньше парковки стоили 15 гривен. Теперь – 10 гривен. Как высчитывали тариф? Получается, что когда на парковках собирали 15 гривен, сбор был необоснован и завышен? – спросил Краснов.

— Почему? – удивился Маковцев.

— Ну а почему тогда вы вынесли на сессию решение о тарифе 10 гривен, а не 15? – встречно удивилась Збарская.

— Тариф – это отдельная тема, — сказал Маковцев. – Мы можем с вами отдельно собраться потом и поговорить по этому поводу. Есть формула. Там на 16 страницах прописано, как считается парковочный сбор.

— Хорошо, если 15 гривен за парковку – это правильно, почему сделали решение на 10 гривен? – спросил Краснов.

— Это городской совет сделал, а не я, — сказал Маковцев. – Я что, должен ответить за весь городской совет? Как депутат я голосовал за решение. Но мой департамент понимает, что парковка должна стоить 15 гривен.

— Ну так объясните это! – не выдержал Лыгин.

— А вы не нервничайте. Я даже через вашу серенькую маску вижу, что вы нервничаете. У вас через эту маску нервы вываливаются, — по кугутски нахамил Маковцев депутату, видимо равняясь в манере поведения и уровне культуры на своё начальство. – Смотрите, когда суд отменил решение исполкома о 15 гривнах за парковку, у нас возник правовой коллапс. Рынок парковок вообще был не зарегулирован, нужно было хоть какое-то. И поэтому, понимая, что парковка должна стоить 15 гривен, я проголосовал за решение о том, чтобы она стоила 10 гривен. Нужно было хоть за что-то голосовать. Город в коллапсе находился. Выбрал меньшее из зол.

— Если рынок перестает регулироваться, то наступает хаос! – торжественно изрек Федорчук.

— Сколько составляет парковочный сбор с одного паркоместа в месяц? – спросила Збарская.

— 325 гривен, — ответил Федорчук.

— Плюс еще обслуживание, налоги, — подхватывает Маковцев.

Такое ощущение, что весь департамент транспорта и его КП работают промоутерами у частной фирмы.

Скажите, есть в нашем городе еще хоть одна фирма, которую так же усердно защищают чиновники мэрии, как «Паркт Сервис Группе»?

Записала Ольга Фоменко

Газета ГОРОЖАНИН