Откровенная ложь. Мэрия ликвидирует больницы Днепра без плана и законных оснований

В мэрии ссылаются на «требования медреформы», но утвержденного плана реформирования сети медучреждений госпитального округа еще не существует

Из-за этих сумбурных решений мэрии целые микрорайоны Днепра останутся без доступной медпомощи, как, например, жилмассив Приднепровский и прилегающие к нему поселки останутся без горбольницы №12.

Расследование читательницы «Горожанина» Ирины Нестеренко.

27 января 2021 года Днепровский городской совет принимает решения по реорганизации коммунальных лечебных учреждения города путем ликвидации одних больниц и присоединения их к другим больницам. Полгода с реализацией этих решений ничего не происходит. А потом — 28.07.2021 — принимают уже новые решения, аналогичные январским, только с оговорками.

Почему не провели реорганизацию еще в январе, зачем понадобилось столько времени ждать? Ответ на этот вопрос дал глава департамента охраны здоровья мэрии Бабский: реорганизация больниц будет продолжена после того, как больницы заключат договоры с НСЗУ, а потом передадут эти договоры «правопреемникам». Иными словами, господин Бабский знает, что этим самым «правопреемникам» автоматически перевести на себя такие договоры не получится. Почему? Ответ на этот вопрос в актах проверок (я обязательно их достану). Но уже сегодня известно, что в нашей больнице №12 готовится увольнение всех медиков, так как договор этой больницы с Нацслужбой здоровья не перешел к больнице №16, к которой 12-ю больницу присоединили, лишив её юрлица.

Во всех решениях горсовета и в полученных на наши запросы ответах от власти сказано, что «реорганизация проводится в соответствии с действующим законодательством», и далее идет перечисление, на основании каких законов эти решения приняты.

Я проверила, в каком законе говорится о возможности укрупнения лечебных учреждений (Филатов и Бабский утверждают, что это требование медицинской реформы). Как называется тот документ, который требует реорганизации лечебных учреждений путем их объединения, а по факту – ликвидацим юридических лиц коммунальной формы собственности?

Ответить на этот вопрос в мэрии и в департаменте Бабского не могут, потому что такого требования ни в одном законодательном документе не прописано.

В рамках какой программы проводится реорганизация, когда она была утверждена и кем? На сайте департамента здравоохранения никаких программ, в которых предусматривалась бы такая форма реорганизации, нет!

Статья 16 Закона Украины «Об основах здравоохранения в Украине» гласит, что местные органы самоуправления осуществляют планирование развития сети коммунальных учреждений охраны здоровья, принимают решения о создании, ликвидации, реорганизации или перепрофилировании этих учреждений самостоятельно, но с учетом плана развития госпитального округа.

Последнее уточнение очень важно для медреформы. Но спросите у власти: могут ли вам показать план развития нашего госпитального округа? Когда и кем он был утвержден? Видел ли кто из работников департамента мэрии раздел этого плана, содержащий мероприятия по образованию, ликвидации, реорганизации или перепрофилированию коммунальных учреждений охраны здоровья города?

Спросите главу профильной депутатской комиссии горсовета госпожу Дитятковскую: на скольких собраниях совета нашего госпитального округа она присутствовала и сколько этих собраний было?

Мы спросили у мэрии: есть ли у вас кем-то утвержденный план реализации второго этапа медреформы и реформирования медучреждений? Полгода получали уклончивые ответы вроде того, что господин Бабский написал 5 февраля 2021 года:

«Рассмотрев Ваше обращение, сообщаем, что решения принимались, руководствуясь Законами… В соответствии с частью 5 ст.16 Закона Украины «Об основах здравоохранения в Украине» органы местного самоуправления осуществляют планирование <…> принимают решения о <…> реорганизации учреждений охраны здоровья с учетом плана развития госпитального округа».

Получив такой ответ, мы вполне закономерно задаем следующий вопрос: где находится этот план? Мы хотели бы ознакомиться с этим публичным документом и убедиться, что в этом плане действительно предусмотрено из 11 городских больниц Днепра сделать 5. Кем этот план был утвержден и когда?

Получаем ответ от 18.03.2021: обратитесь в областную администрацию, они разрабатывали и утверждали этот план. Пишем в ОГА. Областная администрация присылает уклончивые ответы, в основном переписывая статьи закона и ПКМУ на тему госпитальных округов и планов их развития.

И вот наконец получаем вполне конкретный ответ: никакого плана развития госпитального округа на сегодняшний день нет! Нам понадобилось полгода, чтобы наконец-то получить подтверждение нашим предположениям.

Теперь возникает вполне закономерный вопрос к господину Бабскому: почему не признался сразу, что плана нет, что вся реорганизация не имеет под собой никаких законных оснований и её нельзя списать на «требования медреформы»?

Большая ложь состоит из многих маленьких

Давайте разберем подробней, с цифрами и фактами, как ликвидация 12-й больницы в Приднепровске, согласно публикации на официальном сайте горсовета от 27.01.2021, «поліпшить якість медичних послуг». Цитирую:

«У Дніпрі проведуть реорганізацію деяких медичних закладів. Відповідні проєкти рішень підтримали депутати міськради під час ІІ сесії. Зокрема, у місті об’єднають такі медичні заклади:

— міську лікарню №12 та міську поліклініку №4 – до міської клінічної лікарні №16.

Об’єднання лікарень – вимога медичної реформи».

Но сначала надо просчитать все последствия, а потом уже принимать такого рода решения! В законодательстве все подробно прописано: вначале рассчитайте маршруты пациентов с учетом того, что этот пациент сможет физически на общественном транспорте за час добраться до вашего медицинского центра и не умрет по дороге. Но нашим депутатам нет времени даже прочитать направленные к ним обращения, где уж им разбираться! А то, что в результате их непродуманных решений пострадают жители нашего города, они думать не хотят.

При этом утверждается, что больницы не закрываются, а «реорганизуются». И что этот процесс даст экономию городу в 17 миллионов гривен. Каким образом подсчитали эту экономию?

Да, город оплачивает коммунальные платежи городских больниц. Но экономить на коммуналке можно двумя способами – пересчитать тарифы в сторону уменьшения или сократить количество эксплуатируемых больничных зданий. Нетрудно догадаться, какой способ выбрали городские чиновники.

Всего ликвидируемые лечебные учреждения в 2020 году потратили на коммуналку 37,62 млн гривен. В результате реорганизации получится экономия 17 миллионов — то есть 45,2%. Получается, что именно такая часть помещений будет закрыта.

На сайте городского совета мы нашли отчет по потреблению энергоносителей лечебными учреждениями, находящимися в управлении горсовета. Проведенное нами расследование показало, что у 38 лечебных учреждений города стоимость теплоснабжения значительно отличается. У тех, кого обслуживает КП «Теплоэнерго» ДМР тариф 1 780,5 грн за 1 Гкал. Те городские медучреждения, которых по поставкам тепла обслуживают КП «Днепротеплоэнерго» ДОР (областного совета) и его дочерние предприятия, вынуждены платить по тарифу в 2,5 и более раз дороже!

Объяснить такой феномен нам не смогли. Мы надеялись, что депутатам городского совета объяснят, но ошиблись. Депутатам это неинтересно!

Утверждение о том, что те больницы, которые планируют ликвидировать (как юридическое лицо), являются убыточными и если их не присоединить к более успешным больницам, они просто не смогут существовать, — это ложь. И заключенные ликвидируемыми больницами договоры с НСЗУ более выгодны, чем у тех больниц, которые будут правопреемниками ликвидируемых.

Доказательство тому – финансовые отчеты больниц, они находятся в открытом доступе.

Открываем сайт НСЗУ. Находим раздел «Договора про медичне обслуговування населення за програмою медичних гарантій на 2021 год». Читаем:

12 городская больница заключила договор на 17 733,741 тыс. грн — это 48,988 тыс. грн на 1 штатную единицу работников больницы.

16 городская больница – договоров на 46 263,449 тыс. грн. А это — 46,102 тыс. грн на 1 штатную единицу.

То есть с точки зрения финансов содержание 12-й больницы более выгодно для города, чем содержание больницы №16. Утверждение о том, что у малых больниц договоры невыгодные по сравнению с большими больницами, не подтверждается!

Как только были опубликованы проекты новых решений горсовета по «реорганизации медучреждений», наша инициативная группа подготовила материалы, доказывающие незаконность такого объединения больниц. Эти материалы мы направили в депутатские фракции и отдельным депутатам. Не всем, а тем, кому еще доверяли. Доверия не оправдал никто. Наши материалы даже не прочли. Времени у них на это не было…

Утверждение о том, что реорганизация больниц в том виде, в каком ее хотят провести в нашем городе, является требованием медицинской реформы, — не правда! Более того, противоречит тем изменениям, которые были внесены в законы в рамках медицинской реформы.

И еще одно. Распоряжением КМУ №23-р от 15.01. 2020 утвержден перечень опорных учреждений охраны здоровья в госпитальных округах на период до 2023 года. В этот перечень вошли лечебные учреждения Днепровского госпитального округа (распоряжение КМУ №203-р от 22.03. 2017), находящиеся в управлении Днепровского городского совета. В списке есть «Комунальне некомерційне підприємство «Міська клінічна лікарня №9».

Но решением городского совета №34/2 от 21.01.2021 определенное в рамках медреформы опорное лечебное учреждение КНП «МКЛ №9» ДМР… ликвидируется как юридическое лицо и присоединяется к больнице №6. Городской совет не имеет права принимать решение по ликвидации опорной больницы, так как это противоречит Распоряжению КМУ!

Получается, что ликвидация 11 городских больниц проводится мэрией Днепра и его профильным департаментом при поддержке депутатского корпуса города без какого-либо плана, технико-экономического обоснования и вообще без каких-либо расчетов!

И это называется медреформой, которая должна «поліпшить якість медичних послуг»? Кто у нас в городе ответит за такую реформу?

Ирина Нестеренко

газета ГОРОЖАНИН