Откровения министра культуры: «Культура должна зарабатывать»…

А чтобы иметь прибыль, нужно поднять качество предоставляемых услуг. Об этом журналистам из Днепра заявил министр культуры Украины Александр Ткаченко

Карантин — для всех карантин

Глава Минкульта подчеркнул, что в условиях карантина развлекательные учреждения должны соблюдать все необходимые меры предосторожности.

— Продолжаем отстаивать право индустрии на нормальную работу без двойных стандартов и избирательного принципа,- отмечает министр. — Относительно ночных клубов: на мой личный взгляд, их работа должна быть запрещена после 22:00. Тотальное несоблюдения социальной дистанции, масочного режима и дезинфекции, неконтролируемое собрание людей, безответственность сегодня – десятки и сотни новых больных завтра.

При этом, по мнению Александра Ткаченко, решения относительно учреждений культуры должны приниматься Кабмином, а не на местах.

— Пока мы рассаживаем зрителей в шахматном порядке и ограничиваем их график до 22:00, кто-то устраивает пиры во время карантина. И такие ночные беспорядки — личные дивиденды для местной власти. Нужен единый орган надзора и контроля, — пояснил свою мысль министр.

Он также добавил, что исключения относительно возможности работы кинотеатров при 50% заполненности «шахматкой» должны быть расширены на все учреждения культуры — оперы, филармонии, театры, концертные площадки и т.д.

Разумеется, в таких жестких условиях государственная поддержка просто необходима, но учреждения культуры должны научиться зарабатывать.

Госфинансирование — не просто так

Министр отметил, что после передачи клубов, ДК и библиотек на баланс территориальных общин последние нередко стали подавать обращения об их закрытии или реорганизации. В Министерстве культуры в свою очередь пытаются убедить местные советы в необходимости именно реорганизации.

— Приведу пример, — говорит Александр Ткаченко. — Есть три библиотеки на несколько сел. И там, где населения меньше, им тяжелее адекватно отвечать на вызовы времени. В подобных случаях мы предлагаем объединение нескольких библиотек в одну для всех жителей нескольких населенных пунктов. Есть соответствующие расчеты относительно того, на какое количество населения приходится одна библиотека, чтобы она была современным центром объединения граждан. Аналогичная ситуация и с клубами. Разработан проект, который уже проголосован в ВР в первом чтении, «О центрах культурных услуг» — есть модель создания на базе клубов или библиотек центров культурных услуг (ЦКУ). В бюджете, правда, для этого предусмотрено 200 миллионов гривен. Но при получении соответствующей заявки от местных советов мы сможем дофинансировать проекты реорганизации. В ЦКУ должны быть киноточка, современная библиотека, различные развивающие и обучающие кружки.

При этом министр подчеркнул, что все услуги, предоставляемые ЦКУ, будут платными.

— Весь смысл реорганизации в этом и заключается, — подчеркивает Александр Ткаченко, — что помимо выделяемых средств на культурные центры от государства и местных советов они должны предоставлять платные культурные услуги. В стране уже есть подобные примеры.

Театры могут получить гранты

Министр культуры прокомментировал проблемы театров, отметив, что эти учреждения культуры не смогут рассчитывать на 100-процентное государственное финансирование.

— Сложно было бы отрицать наличие проблем в сфере культуры и искусства, — констатирует Александр Ткаченко. — В министерстве это понимают и принимают меры. Но это не значит, что руководители театров могут и дальше рассчитывать на полное обеспечение со стороны государства. Тех, кто ожидает, что им из «краника» будут выдавать средства и все будет хорошо, вместо того чтобы работать над качеством предоставляемых услуг, ждет разочарование.

Сегодня главное — изменить менталитет и отношение руководства заведений культуры к своей работе. Но переложить всю ответственность на руководителей учреждений культуры и искусства, оставив их один на один в сложившейся ситуации, — смерти подобно. Особенно в условиях пандемии covid-19.

А что со своей стороны предлагает государство театрам? На что могут, к примеру, рассчитывает днепровские театры? Могут ли быть пересмотрены их статусы?

— Действительно, планируется пересмотреть порядок предоставления статуса «национального» учреждениям культуры государственной или коммунальной формы собственности, — отвечает на вопрос «Горожанина» Александр Ткаченко. — С этой целью разработан законопроект о предоставлении статуса «национального» заведениям культуры, который готовится на согласование в заинтересованные органы исполнительной власти. Согласно положению о предоставлении статуса «академического» творческим коллективам Украины, творческий коллектив может быть лишен статуса «академического» в случае, если он теряет определенные положением показатели деятельности, в частности — теряет высокопрофессиональных творческих работников с яркими индивидуальностями. Решение о лишении творческого коллектива статуса «академического» принимает Министерство культуры и информационной политики (гипотетически может быть рассмотрен вопрос о лишении статуса Днепровского академического театра драмы и комедии в связи с уходом двух народных артистов Украины. – Авт.). Расходы на содержание и/или предоставление финансовой поддержки театрам осуществляются из соответствующего бюджета, согласно разграничению расходов между бюджетами, определенному Бюджетным кодексом Украины.

Так, из государственного бюджета оказывается финансовая поддержка семи национальным театрам (согласно перечню, утвержденному Кабмином, наших театров в этом списке нет).

В то же время все театры, в том числе частной собственности, могут получать средства из государственного бюджета в форме гранта на реализацию культурных проектов (программ).

Сфера креативных индустрий

— Традиционно в постсоветской Украине бюджет культуры — это бюджет потребления. То есть существуют учреждения культуры, которым финансируются зарплаты, текущие затраты, и это обычно львиная часть, — отмечает министр. — Мы заложили впервые в этом году бюджет на развитие, а именно — на реставрацию, на некоторые акции. Это должно быть переломным моментом для того, чтобы мы не только потребляли, но инвестировали в культуру и её развивали. Это могут быть как государственные, так и частные инвестиции. Мы должны создавать для этого условия. В сфере культуры креативных индустрий работает где-то до 4% населения. И это на сегодняшний момент около 4% ВВП страны. То есть в целом это экономика, которая даёт стране доход, сравнимый с теми, кто работает в аграрной отрасли.

Здесь креативный министр слегка преувеличил, поскольку на сегодняшний день доля АПК в структуре экономики Украины составляет 12-13%, а с учетом переработки — 16-17%.

— Сфера креативных индустрий – это кино, это дизайн, это архитектура, это туризм. Там есть перечень, по-моему, если мне не изменяет память, из 20 сфер креативных индустрий. То есть это всё, что создаётся с помощью таланта.

Потенциально прибыльной отраслью культуры для Украины, и Днепропетровщины в частности, может быть туризм, тогда как, например, в Эстонии уже давно научились на этом зарабатывать. И нам можно этому у эстонцев поучиться.

Чем привлекает туристов Эстония?

За что именно готовы платить жители и гости небольшой прибалтийской страны? Напомним о ее самых удивительных туристических «изюминках».

Метеориты

В Эстонии насчитывается самое большое количество метеоритных кратеров на единицу площади. Больше всего впечатляет поле метеоритных кратеров в Каали на острове Сааремаа. Крупнейший кратер диаметром 110 метров был важным местом языческих жертвоприношений.

Поющая нация

Эстония славится самой большой коллекцией народных песен: в архиве хранится более 133 тысяч записей. Эстонцев часто называют поющей нацией. Каждые пять лет здесь проходит Эстонский праздник песни и танца, который собирает 200 тысяч исполнителей и зрителей.

Чемпионат по ношению жен

В Эстонии любят странные виды спорта — например, катание на мужьях. Хотя на самом деле эта традиция родом из Финляндии, эстонские пары становились чемпионами мира 11 лет подряд, с 1998 по 2008 год. Считается, что успех местных спортсменов объясняется особой техникой: жены висят на мужьях вниз головой.

Ледяные дороги

В зимнее время автолюбители могут прокатиться по ледяным дорогам. Дорога на остров Хийумаа является самой длинной в Европе и пролегает по 25 километрам замерзшего моря. Всего в Эстонии существует семь официальных ледовых путей.

Банный марафон

Крупнейший банный марафон Европы проходит в эстонском городе Отепяэ. Команды со всего мира должны как можно быстрее посетить два десятка самых разных бань. Также в программу входит купание в проруби.

Александр Разумный

Материал подготовлен в рамках совместного проекта Украинского кризисного медиацентра и Эстонского центра восточного партнерства.