От Орельки до Эль-Чико: спецкомандировка полковника Небытова

Найденный на чердаке личный архив нашего земляка, полковника войск связи Леонида Васильевича Небытова (1924-1996) может служить примером — сколько всего интересного при некотором любопытстве рассказывают такие тривиальнейшие бумаги, как удостоверения к юбилейным медалям и пожелтевшие фотографии из семейного альбома.

Фронтовые дороги

Уроженец села Орельки Павлоградского района Днепропетровской области Небытов Великую Отечественную начал красноармейцем в 1941-м, а закончил гвардии старшим лейтенантом, начальником радиоузла. Воевал на Юго-Западном, Центральном, 1 и 2 Белорусских фронтах. С войны принёс две Красных Звезды, Орден Отечественной войны, медали «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За освобождение Варшавы».

«Во время наступления в продолжение нескольких дней бессменно был дежурным по радиосвязи и обеспечивал чёткую бесперебойную работу всех радиостанций. В трудные моменты сам работал на радиостанции, вёл переговоры работников Оперотдела ШтАрма с 96 стрелковым корпусом и 38 стрелковой дивизией, 19.7 [1944 г.] при неблагоприятных атмосферных условиях передал особо важные шифровки в 114-й и 96 стрелковые корпуса, 1-ю, 160, 76 и 38 дивизии. При отсутствии прямой связи всегда находит дополнительные каналы, так 23.7 передал особо важные шифровки в штабы корпусов».

«За всё время наступления с 14 января 1945 года в радиогруппе тов. Небытова не имелось ни одной аварии или поломки аппаратуры. Ежедневный обмен радиоприёмного пункта составляет ок. 10 000 групп» — пишет командир 3-го отдельного Новогеоргиевского полка связи Тимошенко.

По скупым строчкам представлений к наградам не вполне ясно, почему именно в эти даты от военных связистов зависело столь многое. Если проследить боевой путь 70 армии, в которую входил полк — в указанные дни 1944 г. её части вышли к государственной границе СССР, форсировали Западный Буг и захватили плацдарм на польском берегу, перерезали шоссе на Варшаву, окружив и уничтожив Брестскую группировку противника, освободили Брест, завершили освобождение Белоруссии.

Наступление, начавшееся 14 января — это Восточно-Прусская операция, форсирование Вислы и освобождение северной Польши.

После войны бывший фронтовик преподавал в Одесском военном училище, командовал ротой на Дальнем Востоке, руководил радиосвязью дивизии в Киевском военном округе. Впрочем, эту биографию можно назвать типичной для военного поколения. А вот после обучения майора Небытова в Военной Краснознамённой академии связи им. Будённого его карьера делает интересный поворот.

Когда бумаги не хотят говорить

Сразу после окончания академии в 1960 году послужной список уже подполковника Небытова становится удивительно неразговорчивым. «1960-1969 — старший офицер отдела войск связи» — лаконично сообщает страничка «Прохождение службы» в военном билете. Из учётной карточки члена КПСС исчезают даже названия военных округов — подполковник в это время служит в максимально широко взятых «Советской армии и флоте» или «министерстве обороны СССР». И здесь настаёт пора пролистать совершенно, казалось бы, не интересные и не информативные наградные документы «к датам», вручавшиеся в миллионном количестве.

Присмотритесь внимательно — что, кроме фамилии самого награждённого, может отличать такие удостоверения друг от друга? Правильно: подпись командира и печать военной части.

В 1962 году подполковник получает медаль «За безупречную службу в вооружённых силах», за подписью — генерал Данкевич, с августа 1961 года командующий 43-й ракетной армией в Виннице. Он же— первый заместитель командующего Группой советских войск на Кубе в ходе операции «Анадырь» (1962 год). Номер военной части 35564 на печати подтверждает, что совпадения и однофамильцы здесь исключены.

Удостоверение классности специалиста (1964 г.) за подписью — генерал Белов, начальник связистов Ракетных войск стратегического назначения, впоследствии маршал войск связи. На печати безликий номер военной части 25516 — это и есть главный штаб РВСН в Одинцово. Кстати, номер части и адрес не изменились до сих пор. Тот же маршал Белов подписывает медаль «50 лет ВС СССР» в 1968-м. Итак, Небытов подчиняется уже не командующему 43-й ракетной армией, а непосредственно главному командованию РВСН в Московской области. Впрочем, не он один — в апреле 1963 года генерал Павел Данкевич, биография которого хорошо известна, назначен заместителем главнокомандующего РВСН. Именно в этот период Небытов также переходит в главный штаб РВСН — очевидно, был у командира на хорошем счету.

«Я обеспечу вам Третью мировую!»

Вместе с несданным партбилетом, зафиксировавшим «фронтовой» партстаж с 1944 года и честно уплаченные взносы вплоть до августа 1991 г., ветеран сохранил учётную карточку члена КПСС. Такие карточки вообще-то не должны быть на руках — они хранились в парткомах, но наступил 1991 год.

«С VII.1962 — спецкомандировка» — значится в ней сразу после службы в знакомой нам «в/ч 35564». На этом месте военные документы окончательно набирают воды в рот. Однако коробка черно-белых фотографий людей в штатском, но с выправкой на фоне пальм и лозунгов на испанском, среди которых иногда появляются знакомые лица члена Политбюро Микояна, космонавта Терешковой, упоминавшегося генерала Данкевича и генерала РВСН Леонида Гарбуза (также выходца из 43 армии), этот секрет выбалтывает. Для самых недогадливых здесь же — приглашение на испанском языке на приём от Министерства революционных вооружённых сил Республики Куба.

«Дайте мне одну фотографию советского солдата на Кубе, и я обеспечу вам начало Третьей мировой войны!» — обещал в те дни медиамагнат Херст. Отряхивая от чердачной пыли эти фотографии, можно лишь порадоваться, что Херст их так и не получил.

Что характерно, в момент разрешения Карибского кризиса и формального вывода советских ракетных частей с Кубы (октябрь 1962 г.) у подполковника Небытова есть фото показательной посадки на теплоход «Николаевск». А затем… дальнейшие фото с острова, датированные декабрём 1962-го, 1963-м и 1964-м годами!

Где и в чем именно состояла служба связиста на Острове Свободы – документы умалчивают. Лишь на обороте одной из фотографий имеется надпись на память «от солдат, сержантов и офицеров части т. Шохина». Судя по единственному упоминанию на ветеранском форуме – эта часть стояла в посёлке Эль-Чико, где сейчас установлен мемориал погибшим советским воинам.

Служба на Кубе была отнюдь не курортом – потери советских войск составили более 60 человек. В тогдашней отчётности, пытавшейся всячески скрывать наличие на Острове Свободы советских войск, их смерть была списана на «нарушение правил техники безопасности». А по опубликованным ныне воспоминаниям ветеранов – эти люди погибли в схватках с кубинскими «контрас» и американскими диверсантами, засылаемыми с базы Гуантанамо.

Возвращение в Павлоград

Сам ветеран не рассказывал подробности службы даже ближайшим родственникам, знавшим лишь, что «дедушка был командиром части». В учётной карточке есть и её номер — в/ч 73903.

Удостоверение к медалям «За воинскую доблесть»(1970 г.), «30 лет победы в ВОВ» (1975 г.) Небытову подписал генерал Дюкарев — «командир военной части 08310», то есть новый начальник управления связи РВСН. Это показывает, что часть полковника Небытова подчинялась не штабу 43 армии, а напрямую главному командованию РВСН. Сейчас уже можно писать, что в/ч 73903 в Павлограде, которой он командовал до пенсии — это не просто часть войск связи, а учебный центр сержантов-связистов РВСН.

Документы

От той же «в/ч 08310» полковник получил последние на своей службе награды — «Ветеран вооружённых сил» и «60 лет Советской армии». В 1978 году он был уволен в запас по возрасту с правом ношения военной формы.

Человек, который передавал судьбоносные для предотвращения ядерной войны сообщения и до конца хранил, возможно, самые тревожные секреты ХХ века, на гражданке работал инструктором народной дружины, кадровиком Павлоградского райисполкома и начальником штаба гражданской обороны горбольницы №2. На досуге увлекался охотой, о чём свидетельствуют многочисленные фотографии и билет Военно-охотничьего общества. Последние взносы в нём оплачены за 1992 год, когда бывшему связисту было уже под семьдесят.

Последние документы на его имя — медаль «50 лет Победы», выданная уже в независимой Украине (1995), и удостоверение участника войны, дающее право на бесплатный проезд, полученное в 1996-м. Пользоваться льготой ветерану довелось недолго — в том же году полковник Небытов скончался.

Как известно, русские военные специалисты на Кубе оставались аж до 2001 года, но в составе обычной мотострелковой бригады. А перед нами — биография не общевойскового связиста, а связиста возле ядерных бомб. И то, что он с коллегами не уплыл с Кубы после демонстративной фотографии на трапе, ставит для изучения некоторые интересные вопросы. Ответы на которые, впрочем, лежат уже за пределами старых семейных архивов.

Григорий Глоба,
газета ГОРОЖАНИН