Новый закон об автогражданке. В 2018 году его уже провалили в Раде. Получится ли сейчас?

Рабочая группа по подготовке законопроекта работает при Нацбанке и планирует ряд нововведений, которые должны повысить уровень защиты участников дорожного движения в Украине.

— Действующий закон «Об ОСАГО», который сейчас регулирует сферу страхования ответственности собственников автотранспортных средств, был принят в 2004 году. На то время он был очень нужен, ведь он сформировал полноценную систему отношений между страховщиками, автовладельцами и пострадавшими в ДТП. Однако сейчас закон уже не отвечает социальным и технологическим изменениям, произошедшим в Украине и мире, – говорит генеральный директор Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) Владимир Шевченко.

Для работы над обновлением законодательства по ОСАГО в июле текущего года была создана рабочая группа при Национальном банке Украины. Она должна проработать текст документа, учитывая актуальные проблемы участников дорожного движения, а также требования Евродирективы и лучшие мировые практики. В состав рабочей группы вошли и представители МТСБУ. Бюро объединяет страховщиков, осуществляющих обязательное страхование гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств. Членство в Бюро является обязательным условием работы страховой компании на рынке «автогражданки».

В 2015 году страховщики ОСАГО и МТСБУ подготовили текст нового законопроекта об изменениях в обязательном страховании гражданской ответственности, несколько редакций документа предложили и народные депутаты. В сентябре 2018 года законопроект «Об ОСАГО» был вынесен в сессионный зал Верховной Рады, но не нашел поддержки со стороны большинства народных избранников. По мнению представителей рынка страхования, положительному решению парламентариев помешало недостаточное понимание проблемы.

Новый законопроект предполагает постепенное увеличение размеров страховых сумм (максимального размера выплаты) до европейского уровня. Сегодня в Украине максимальный размер выплат по ущербу имуществу пострадавшего в ДТП составляет 130 тыс. грн, а за вред здоровью и жизни – 260 тыс. грн на одного потерпевшего (но не более 650 тыс. грн на один страховой случай). Достаточно часто такой размер страховой суммы оказывается недостаточным для восстановления автотранспорта после ДТП и лечения пострадавших или компенсации за потерю кормильца.

— По итогам I квартала 2021 года на выплаты за ущерб имуществу, которые превышают сумму в 130 тыс. грн, приходится 0,65% от общего количества выплат, однако сумма таких выплат составляет более 4,3% от общей. Ежегодно приблизительно в одной тысяче страховых случаев размер вреда имуществу превышает страховую сумму и получать разницу в компенсации вреда пострадавшим приходится от виновника в судебном порядке, – пояснил Владимир Шевченко.

Также часто страховых сумм может не хватать в случае смерти или инвалидности кормильца семьи, и это тоже серьезная проблема. Представление о ее масштабе дает статистика ДТП: ежегодно в Украине в результате аварий травмируется почти 32 тыс. человек, гибнет – более 3,5 тыс.

Уже в первый год после принятия закона предлагается увеличить выплаты за вред, нанесенный жизни и здоровью, до 1 млн грн. на одного потерпевшего, а за вред, которому подверглось имущество, – до 500 тыс. грн. Далее страховые суммы постепенно будут повышаться до нескольких миллионов гривен.

Еще один вопрос, который должен решить новый закон об ОСАГО, касается выплат с учетом износа автозапчастей. Сегодня в Украине, по некоторым оценкам, количество легковых и коммерческих автомобилей приближается к 10 млн. Немало из них эксплуатируется уже длительное время, средний возраст отечественного автопарка колеблется в пределах от 19 до 24 лет. И когда такой «автомобиль-долгожитель» попадает в аварию, его собственник получает приблизительно 30-50% от суммы, необходимой для приобретения запчастей для ремонта. Согласно действующему законодательству, страховщики начинают начислять износ деталей для отечественных автомобилей, которые старше 5 лет, и для иностранных, возраст которых превышает 7 лет. Стоимость же ремонтных работ возмещается в полном объеме. Такое несоответствие между суммами страхового возмещения и необходимыми затратами на ремонт вызывает возмущение автовладельцев.

— То, что мы называем «отменой износа», в новом законе означает восстановление автомобиля до состояния, в котором он был до аварии. Сейчас работаем над тем, как правильно это сформулировать юридически, – поясняет Владимир Шевченко.

В новом законе позаботятся и об интересах пострадавших, которым выплатить возмещение должны были страховщики, которые обанкротились или прекратили деятельность, не выполнив своих обязательств. Согласно действующему законодательству, обязательства страховщиков-банкротов перед пострадавшими брало на себя МТСБУ. Но МТСБУ имеет право осуществить выплату лишь после официального завершения процедур ликвидации или банкротства страховщика, но нередко они тянутся годами.

— После принятия закона Бюро сможет осуществлять выплаты за компании, которые не выполнили своих обязательств по выплате страхового возмещения потерпевшим, через определенный, четко обусловленный срок, независимо от формальных процедур банкротства, – рассказал Владимир Шевченко.

Согласно действующему законодательству, срок урегулирования страховых событий в Украине составляет 90 дней. Его начало отсчитывается с момента, когда пострадавший подал заявление на возмещение и все необходимые документы в страховую компанию.

— Надо развивать механизмы стимулирования страховщиков, чтобы они сами были заинтересованы выплачивать быстрее. Во II квартале текущего года средний срок урегулирования страховых требований составил 72 дня с момента ДТП (для требований, урегулированных в срок до 365 дней), – говорит руководитель МТСБУ.

Он не исключает возможности закрепления в новом законе или обязательного прямого урегулирования убытков, или таких условий работы системы, чтобы каждый страховщик ОСАГО был заинтересован вступить в нее.

Со сменой законодательства могут быть расширены функции МТСБУ. Сейчас Бюро выполняет гарантийные функции, то есть платит пострадавшим в ДТП в ряде случаев, предусмотренных законодательством, формирует и управляет гарантийными фондами Бюро, координирует работу страховщиков ОСАГО и обеспечивает членство Украины в международной системе автомобильного страхования «Зеленая карта». Но Бюро могло бы взять на себя обязанность по защите прав потребителей. Первые шаги к этому уже сделаны – в ближайшее время при МТСБУ начнет работать «омбудсмен по ОСАГО», который в досудебном порядке будет разбирать жалобы на работу страховщиков ОСАГО и решать спорные вопросы между страховыми компаниями и получателями выплат.

Михаил Вернигора,

Национальный пресс-клуб «Украинская перспектива»