На всех не напасёшься. С чем встретили учебный год «отреформированные» мэрией Днепра школы?

Кто остаётся крайним в городе, где власть захватили любители «экономии бюджета» и кипрских оффшоров?

— Пока что областная власть обещает «услышать профсоюзы» и выплатить все задолженности перед педагогами. Но по-настоящему мы увидим готовность к учебному году и цену этим обещаниям уже в сентябре, когда всё заработает, — говорит лидер учительского профсоюза области Сергей Козорог.

— К чему привела реформа с разделением школ на лицеи и гимназии?

— Эту реформу пока фактически свернули — лицеям разрешили набирать младшие классы, а младшим школам – набирать старшие. Зачем тогда было начинать эту реформу — чтобы вызвать скандал и потом всё свернуть?

«Обережно, покращено!»

Впрочем, свернули не везде. В областном центре мэрия вцепилась мёртвой хваткой в возможность «сэкономить» и переложить часть расходов на чужие плечи.

— Хотя в других районах родители ряда школ через суды и скандалы отстояли свои школы, в нашем Индустриальном районе эта реформа не отменена, ряд школ не набирает первые классы, — рассказывает профсоюзный лидер района Мария Побережная. — И если возле 139 «лицея» на Клочко есть 63 школа, которая сможет вместить первоклассников, то жители ряда массивов оказались фактически без доступа к образованию.

— Некоторые дети в этом году не пошли в школы, потому что далеко – школы, которые им предложили, как, например, 42-я, находятся в получасе от дома, продлёнки и других условий для содержания первоклассников там нет, — рассказывает Елена Зеева, администратор интернет-сообщества «Право на освиту», где родители делятся наболевшими «покращеннями». – 1-4 классы 42-й школы детей уже не берут, мотивируя тем, что школа переполнена. У родителей есть опасение, что её вообще хотят закрыть. 1-я школа – едва ли не единственная для жителей района Островского-Вокзал, но первых классов в ней теперь нет.

По всей Украине дети должны пойти в лицеи с 2027 года! Почему у нас некоторые школы не набирают первые классы – непонятно. В 7-й школе сделали детскую площадку, спортплощадку для младшеклассников – и… не стали набирать младшие классы.

День знаний с привкусом цемента

Неожиданностей от школьного питания можно не опасаться, так как его смета принимается на календарный, а не учебный год. Зато встречать 1 сентября под торжественные звуки перфораторов и живописные клубы цементной пыли уже стало традицией нашей мэрии. На этот раз «повезло» школам №7, 45 и другим, в которых ещё идут ремонтные работы. Возможно, в 45-й школе придется либо оставлять детей на дистанционном обучении, либо отправлять в соседнюю школу на вторую смену.

— В 45-й не сделано ничего, из 6 туалетов работает только один, столовая в полной разрухе – но её открывают, — удивляется Елена Зеева. — В 106-й родителям сказали делать ремонт классов и закупку мебели за свои деньги. Новых парт в школах нет, хотя на счетах департамента огромный остаток образовательной госсубвенции!

— Ни в одну из школ нашего района обещанные детские шкафчики так и не завезли, хотя гардеробщиков четыре года назад сократили якобы именно ради этого, — рассказывает Мария Побережная.

Ослик ИО на коротком поводке

В этом году закончились контракты у ряда директоров школ – 88, 112, 141 и других. Но в прямое нарушение Закона об образовании во многих школах мэрия не объявляет конкурс на должности, а назначает директоров «исполняющими обязанности» (и.о.), дабы иметь послушных руководителей школ и выполнять их руками всю грязную работу.

Не продлить контракт директору школы могут по совершенно разным причинам – так, коллектив СШ 141 отказался, как они говорят, переходить в «ручной филатовский профсоюз» и «получать зарплату в близком к Корбану Укргазбанке». Директору, не сумевшему подавить мятеж, это стоило работы.

Директор СШ 88, наоборот, шумно оскандалилась тем, что слишком активно давила на подчинённых, перегоняя их в правильный банк и правильный профсоюз, – и после выполнения грязной работы мэрия предпочла от неё избавиться. Бесполезно играть с шулерами по их правилам.

«Укргазбанк» не вызывает восторга у учителей недоступностью своих банкоматов, поэтому ему приходится дополнительно мотивировать педагогов: так, сотрудникам 117-й школы, отказавшимся переходить в этот банк, задержали выплату аванса на три дня.

— В новом профсоюзе учителя вообще ничего не могут добиться – даже ответов, кому и за что они платят взносы, зачем такой профсоюз им вообще нужен? – рассказывает Елена Зеева.

— Чтобы не заканчивать на грустной ноте – можно ли как-то изменить эту ситуацию?

— Можно, если учителя, родители и ученики будут действовать сообща, уважать и поддерживать друг друга. На бумаге все возможности для автономии школ прописаны, но её должны создавать сами участники образовательного процесса. Даже в масштабах одной школы никакой департамент ничего не сможет сделать против тысячи детей, двух тысяч родителей и педагогического коллектива, — говорит Елена Зеева.

Это касается буквально всех аспектов школьной жизни – от поборов «в фонд школы» до качества питания и обеспечения детей учебниками.

Григорий Глоба

Газета ГОРОЖАНИН