«На сегодня мы вам отказываем»…

Реформированный ГАСК в Днепре не захотел проверять незаконную «реконструкцию» несуществующего магазина

Продолжение истории, начатой в прошлом номере «Горожанина». Сначала жильцов дома 12б по улице Ивана Акинфиева лишили подъезда к дому, в перспективе лишат двора, а может, и самого дома.

Проблемный дом выходит фасадом на ставшую в прошлом году пешеходной улицу Яворницкого. Согласно уведомлению о начале строительных работ, выданному управлением ГАСК Днепровского горсовета 18 мая 2021 года, по сути, во дворе жилого дома должна производиться реконструкция здания огромного двухэтажного магазина площадью 438 квадратов. Но вот беда: никакого двухэтажного магазина здесь нет и, как уверяют местные жители, никогда не было.

Право собственности на магазин-невидимку было зарегистрировано за 77-летней жительницей Слобожанского Галиной Тверитниковой 19 апреля этого года. Основанием для регистрации, как значится в Госреестре имущественных прав, послужило распоряжение мэра Днепра о присвоении зданию адреса: ул. Ивана Акинфиева, 12в и выданная облГАСКом декларация о готовности объекта к эксплуатации.

Любопытно, но в распоряжении мэра №1098-р от 16 ноября 2010 года нет подписи ни тогдашнего мэра Ивана Куличенко, ни его заместителя Анатолия Крупского, а есть лишь печать «для копий». К слову, на сайте мэрии вы этот документ не найдете, хотя другие распоряжения, выданные в ноябре 2010 года, на сайте имеются.

В декларации ГАСКа от 8 июня 2011 года стоит подпись регистратора Садового. А вот подписи Тверитниковой после текста в документе «мне известно, что за подачу недостоверных данных <…> установлена ответственность в соответствии с законом» — тоже почему-то нет.

Уже только эти факты могли стать основанием для предусмотренной «Порядком осуществления государственного архитектурно-строительного контроля» внеплановой проверки. Если же мы вспомним о том, что речь идет о стройке на одной из центральных пешеходных улиц Днепра, здания и сооружения на которой профильный контролирующий орган города должен знать наперечет, отсутствие такой проверки и вовсе выглядит странно.

«Содержательный» диалог

17 июня жильцы проблемного дома обратились в мэрию. Попросили «запретить проведение строительных работ», восстановить разрушенный забор и провести проверку законности присвоения адреса магазину-невидимке.

Может, не сведущие в бюрократических тонкостях люди не совсем точно изложили свои проблемы, но это обстоятельство не могло играть решающую роль в диалоге громады и власти. Не могло, но сыграло. И продемонстрировало: проблемы жителей никто решать не собирается.

5 июля подписавших жалобу горожан пригласили на заседание комиссии ГАСКа. Беседа не задалась с самого начала: сотрудники управления сразу переводили её в нужное для себя русло, цепляясь за неточные формулировки визитеров и откровенно манипулируя нормами законодательства.

Получасовую беседу мы приводим в сокращенном варианте.

— ГАСК проводит проверку только во время выполнения строительных работ, — сразу заявили специалисты.

— Но вы можете посетить стройку? – спрашивают горожане.

— «Посетить» права не имеем. Имеем право провести проверку выполнения строительных работ. И в случае обнаружения нарушений вручить предписание об их приостановлении.

— То есть пока не идет стройка, вы не можете приехать?

— Нет. Мы приедем, увидим, что работы не ведутся, и напишем вам: «Строительных работ нет».

— А если начнется, мы можем вас вызвать?

— Нет.

— Как же? – растерялись жители.

— Вас что вообще волнует? В запросе у вас что? – начали терять терпение явно желающие поскорее спровадить докучливых горожан сотрудники управления. – Разрушили забор? Загородили строительным? Это к инспекции по вопросам благоустройства.

— Нас волнует, что стройка незаконная. Магазина нет, а его реконструкцию разрешили. Полиция нам не помогла…

— Если у них есть разрешение, значит, всё было законно и полиция вам не могла помочь.

— Как же законно? Магазина-то нет.

— Подайте запрос о присвоении адреса. Если адрес не присваивался, то застройщик в уведомлении о начале работ подал недостоверные данные. И тогда вы напишите нам: мол, просим вас провести проверку в сфере законодательства, потому что строительство незаконно, так как такой-то адрес не присваивался.

— Мы живем в этом доме много лет. Никогда рядом с нами магазина не было. Как можно было разрешить его реконструкцию?

— Если у вас есть желание, вы можете написать другое письмо. На сегодня мы вам отказываем.

Так, да не так!

Адрес несуществующему магазину якобы присваивался. По этому поводу у сотрудников ГАСКа есть ксерокопия документа, на основании которого в том числе они согласовали начало работ по «реконструкции». Поэтому их совет горожанам запросить информацию о присвоении адреса выглядит не иначе как издёвка.

Такой же издёвкой выглядит и утверждение о том, что представители управления ГАСК уполномочены проверять законность строительных работ исключительно по факту их выполнения. Нет, ГАСК должен отреагировать на жалобу о незаконности декларации и уведомление о начале работ, выехать с проверкой, зафиксировать факт отсутствия объекта, подлежащего реконструкции, и аннулировать оба своих документа.

Следом по-хорошему мэрия должна обратиться в правоохранительные органы с сообщением о подлоге и в суд – с иском об отмене права собственности на несуществующий объект.

Растерявшиеся жильцы попросту не смогли отстоять свою позицию и ушли ни с чем. Новую жалобу они, конечно, напишут. Однако с учетом столь прохладного приема и реакции на сообщение о преступлении, замаскированной под соблюдение буквы закона, ловить им в кабинетах городской власти будет нечего.

А может, утопить?

Жители также предполагают скорое разворачивание и другой стройки рядом со своим домом. Расположенная рядом поликлиника №2 на днях съехала из двухэтажного здания по Ивана Акинфиева, 12а.

— Насколько мы знаем, весь прошлый год у них были проблемы с канализацией, их затапливало. Коммунальная аварийка ликвидировала проблему на очень короткий срок, и все начиналось по новой, — рассказывают жильцы.

Да, возможно, мы имеем дело с обычной халтурной работой сотрудников городского коммунального хозяйства. Но не стоит забывать и о том, что чем больше проблем у здания, тем больше поводов отселить его жителей, а само здание списать и продать по бросовой цене.

— 14 июня водоканал якобы по очередной заявке поликлиники приехал к нам во двор. Сняли слой асфальта, поковырялись под ним, закидали провал щебнем и уехали. Шел период дождей, мы названивали на горячую линию, спрашивая, когда дыру планируют асфальтировать, ведь она аккумулирует воду, которая идет под дом. Но никто не спешил реагировать, — рассказывают жители.

Стоит отметить, что реконструкция Яворницкого лишила жителей Акинфиева многих ливневок, спасающих их во время сильных дождей.

— Осталась всего одна ливневка – возле нынче закрытого строительным забором входа в наш двор. Ее, мягко скажем, недостаточно. Плюс разрушенный кирпичный забор ранее служил некой дамбой. Сейчас же с Соборной площади к нам бегут просто реки дождевой воды. Стало затапливать наше полуподвальное помещение. Его арендаторам пришлось строить бетонные заграждения. Мы тревожимся за несущую способность фундамента, — жалуются обитатели дома.

Тем временем созданный работниками водоканала провал стал расширяться.

— Владелице гаража, возле которого появилась дыра, пришлось его снести: конструкция стала сползать в увеличивающуюся прямо на глазах яму. Один раз на наш вызов среагировали: приехавшие аварийщики просто высыпали в дыру еще один мешок щебня, — говорят жители.

Вечером 5 июля на вызов приехали сотрудники водоканала.

— Работали 15 минут. Долбили чем-то по трубам в проеме. Подолбили, плюнули и уехали. Сказали, что у них нет оборудования, чтобы нам помочь, — рассказывают жильцы дома. – Ночью приезжала машина аварийки, «продули». Но это временная мера. Они раздолбили колодец, и неясно, когда возьмутся за его ремонт. Такое ощущение, что мы просто уйдем под землю, и на нашем месте вырастет новый дом. Удобно, дешево и быстро.

Ольга Юдина,

Газета ГОРОЖАНИН

по материалам БюроUA