Минэкономики изменило стоимость бензина и дизтоплива на АЗС

Об этом сообщает пресс-служба Министерства экономики Украины

Правительство обнародовало среднюю стоимость бензина и дизтоплива на конец апреля, по которой высчитывается предельная цена реализации горючего на АЗС. Об этом сообщает пресс-служба Министерства экономики.

По сравнению с концом марта средняя цена на бензин с середины апреля поднялась на 34 копейки, а на дизтопливо – на 22 копейки/литр.

Ситуация на рынке горючего в Украине

Дизельное топливо есть почти на всех АЗС Украины. Его продают во всех крупных сетях, цена стартует от 34,29 грн/л. В среднем за литр ДТ просят 37,25 грн.

Бензин А-92 есть практически на всех крупных сетях АЗС, не считая Socar и «Нефтек». Цены за литр начинаются с 32,22 грн. Средняя стоимость остается на уровне 33,61 грн./л.

А-95 также есть на сетях заправок всюду, кроме Socar и «БРСМ-Нефть». Стоимость этого бензина стартует от 33 грн/л, а в среднем литр сбывают по 33,94 грн.

Сергей Куюн о рынке топлива: А-92 потихоньку отходит, меньше будет сжиженного газа

Из-за обстрелов врага потеряны десятки нефтебаз, стране приходится искать новые источники поставок нефтепродуктов и логистические коридоры. Как справляется отрасль с этими вызовами, будут ли украинцы обеспечены бензином и дизтопливом, и какие ценники увидим на АЗС, в интервью «Минфину» рассказал директор Консалтинговой группы А-95, эксперт по энергетике Сергей Куюн.

Из-за обстрелов врага потеряны десятки нефтебаз, стране приходится искать новые источники поставок нефтепродуктов и логистические коридоры.

О наличии горючего на АЗС: о широком выборе нужно забывать

Очередей на АЗС, как в первые недели войны, нет, тем не менее ограничение в 20 литров действует на большинстве заправок. Есть ли в этом необходимость?

-Норма об ограничении продиктована нехваткой горючего, поэтому полностью оправдана. На ажиотаже и панике буквально через неделю расхватали бы все горючее. Все бы пытались залить полные баки, канистры, кадки. Ограничение же позволяет заправить как можно больше потребителей, чтобы никто не остановился. Сейчас можно сказать, что рынок и потребители приспособились к новым реалиям и относятся к ситуации с пониманием.

Ограничения будут и дальше, положение достаточно сложное. До войны 100% импорта шло к нам из России, Беларуси и морем. Этот импорт составлял около 80% нашего потребления. С началом войны мы автоматически лишились всех этих источников. В марте рынок сработал фактически на февральских остатках и продукции Кременчугского НПЗ.

Единственное направление для импорта сейчас — Европа. Потребуется время, чтобы заключить новые контракты, построить внешнюю и внутреннюю логистику. В конце марта уже начали поступать первые партии.

Сейчас главной задачей является привлечение как можно большего числа операторов к импорту, чтобы таким образом увеличить объемы поставок. Пока это больше зависит не от рынка, а от оперативных действий правительства, чтобы создать соответствующие условия.

С началом войны со «стелл» на АЗС периодически исчезают то одни, то другие марки бензина, и дизтопливо. Какая сейчас ситуация с наличием горючего и поставкой на АЗС?

-Наиболее благополучная ситуация на западе страны, работают многие сети АЗС, хотя ограничения тоже действуют. Но чем ближе к центру, востоку или югу, тем ситуация сложней. В марте эти регионы обеспечивались из Кременчуга, сейчас они должны перестроиться на импорт. Это непросто, ведь до западной границы очень длинная и дорогостоящая логистика. Соответственно это сказывается на себестоимости топлива, которая выше предельного уровня цен, установленного правительством.

Что касается ассортимента, то о широком выборе нужно забывать. Хорошо, когда есть любой бензин. Объективно потихоньку отходит марка А-92. В Европе его давно не производят, сейчас сети допродают остатки.

Меньше будет и сжиженного газа. В марте правительство установило нулевой акциз на бензин, дизель и сжиженный газ. Это изменило соотношение конечных цен на АЗС: если раньше за счет большой разницы в налогах сжиженный газ стоил 50% от цены бензина, то сейчас его стоимость составит 75%.

Это значительно снижает его привлекательность для потребителя. Но некоторые объемы останутся, газ в последнее время стал популярным энергоносителем для небольших промышленных предприятий. По моему мнению, если раньше потребление газа и бензина было в соотношении 1 к 1, то сейчас оно изменится на 1 к 4.

О последствиях уничтожения наших нефтебаз: в условиях дефицита потребности в хранении нет

Враг целенаправленно уничтожает наши нефтебазы и НПЗ. Какой ущерб уже нанесен и насколько он для нас критичен?

-По нашим оценкам, уже было торпедировано более 20 нефтебаз по всей стране. Ущерб колоссальный. Во-первых, потому что эти объекты очень дорогие. Построить нефтебазу — это миллионы долларов. Во-вторых, это потери горючего, сколь бы незначительными не были запасы на большинстве нефтебаз. Лишних объемов нет.

Как в таких условиях решать вопросы с хранением горючего?

-В условиях дефицита нужды в хранении вообще нет. Тем более, что всем уже ясна опасность использования нефтебаз. Рынок работает «с колес», рассредоточивая горючее по заправкам.

О европейских поставках: будем ли мы интересны Европе?

Какие страны сейчас поставляют нам топливо?

-Европа — это большой рынок, заводы, порты. Конечно, основное внимание приковано к Польше, Румынии, Литве. Но уже есть планы на порты и НПЗ Нидерландов, Италии, Греции. Кстати, через европейские порты США поставит для Украины дизельное горючее. Это лучше всего иллюстрирует возможности работы с Европой, но, на самом деле, перед нами открывается весь мир.

Европа вряд ли была готова к тому, что придется обеспечить топливом Украину. Сможем ли мы получать его в нужных нам объемах?

-Честно говоря, сейчас речь не идет об очень больших объемах. Для сравнения: до войны Украина потребляла 10−12 млн тонн в год моторного топлива — бензин, ДТ, автогаз. Сейчас потребление упало в разы. В то же время соседняя Польша потребляет около 30 млн тонн моторного топлива, Германия — еще больше. То есть нужные нам объемы вполне реально законтрактовать.

Как быстро можно изменить логистику поставки топлива?

-Это наиболее проблемный участок. В частности, из-за этого цена на европейское горючее получается достаточно высокой. Но думаю, что это временно: нужно время для отработки новых маршрутов и тогда все станет на свои места.

Это в основном касается железнодорожных поставок, параллельно нужно развивать и наращивать импорт бензовозами. Для большинства украинских компаний это более доступный вариант.

Если Украина не является крупным потребителем нефтепродуктов, будет ли она в дальнейшем интересна европейским странам?

-Будем ли мы интересны Европе? Безусловно. Речь идет об увеличении нефтепереработки, загрузке транспортной инфраструктуры, новых инвестиционных проектах в логистической отрасли. Поэтому сегодня для Европы Украина — возможность, а не проблема. Сейчас мы действительно не очень большие, но мы будем расти, восстанавливаться. У нас огромный потенциал, и это даст возможности для заработка всем.