Куклы для взрослых

«Человек, который платит»

Сценарий: Ив Жамиак

Режиссёр-постановщик: заслуженный артист Украины Александр Голубенко

Днепровский Академический театр драмы и комедии (бывший Русский драматический им. Горького)

Людям, отдающим всю свою жизнь сцене, втайне хочется, чтобы однажды сцена превратилась в жизнь, чтобы игра воплотилась и ожила, подобно скульптуре гениального Пигмалиона. Именно эта затаённая мечта вдохновляет множество сюжетов о том, как «игровая» семья, любовь, дружба становятся настоящими. И уже после первого действия, даже ничего не зная о биографии автора, вы догадываетесь, что в театре он не просто писатель-сценарист, и игра занимала не последнее место в его жизни. Действительно, Ив Жамиак, лишь узкому кругу знатоков ведомый в наших палестинах — не только лучший комедиограф Франции своего времени, но также актёр, режиссёр и постановщик, то есть прекрасно знал и чувствовал, о чём пишет.

Впрочем, зацепить зрителя ходовым сюжетом становится гораздо сложнее, особенно, если полупустой зал провинциального театра с вмыкающими в смартфон и задравшими ноги на сцену аборигенами заранее настраивает его на станиславское «не верю!»

Опереточный «загадочный незнакомец в плаще», капризная стареющая актриса, самоубийца на мосту и уличная секс-работница – также не те образы, которые способны с первых минут захватить внимание и симпатии зала.

Виктория Чепурная в роли Кристины

И лишь через несколько минут вы понимаете, что хитрые авторы сознательно стиснули, словно пружины, своих героев в эти клишированные типажи, чтобы вы тем больше удивились их неожиданному раскрытию. К финалу вы проникаетесь к мужским персонажам искренним уважением, а в женских готовы влюбиться.

Лучшая похвала актёрам – их невидимость. Когда всю пьесу вы удивляетесь, восхищаетесь или возмущаетесь лишь тому, как ведут себя герои, совершенно не замечая за ними того, как играют исполнители – это значит, что играют они восхитительно. Отнюдь не всегда титулы и премии отражают реальный талант и старательность, но в данном случае не зря из пяти человек, появляющихся на сцене – трое заслуженных артистов Украины. И даже игра самой младшей в труппе, пока не обременённой званиями Виктории Чепурной (любимой завсегдатаями драмтеатра за образы Мавки из «Лесной песни», Царевны из «Федота» и Анны Ахматовой), даёт основания подозревать, что все эти звания у неё не за горами.

«Человек, который платит» — давно уже не премьера. Но самоотдача и горящие глаза наших артистов заставят вас совершенно забыть, что сегодня они ставят эту пьесу не в первый раз.

В роли Элеоноры заслуженная артистка Украины Илона Соляник

Мастера грязных штанов

Мастерство людей, которые не показываются на сцене, создаёт мелочи, внезапно заставляющие задуматься и посмотреть на них ещё раз, с другой стороны – мастерство костюмера, осветителей, декораторов. Старик в запачканных краской штанах, собирающийся прыгнуть с моста – наверняка опустившийся и неряшливый бродяга? — спрашивает художник по костюмам. И когда вы с умным видом кивнёте, решив, что прекрасно поняли семантику образа, нам говорят: а вот и нет. В заляпанных краской штанах – талантливый художник, переживающий нелёгкий жизненный период. Ну что, уважаемый зритель, будешь ещё умничать, встречать по одёжке и мыслить ярлыками?

Несмотря на минималистичность декораций, ограниченных лишь креслом и мольбертом – они оказываются предельно выразительны. А установленные на сцене помост, софиты и второй задник поначалу не считываются как декорации – и лишь потом вы понимаете, как они подчёркивают искусственность происходящего в жизни героев.

Отсебятина

Даже если вы опасный интеллектуальный рецидивист, который втайне прочитал первоисточник или посмотрел пьесу в другом театре (если что, и «Месье Амилькар», и «Tout payé, или Всё оплачено», и «Месье платит» — это всё разные инкарнации того же сценария) – театр драмы и комедии всё равно сумеет вас заинтриговать. Финал и вся постановка заслуженного артиста Украины Голубенко отличается и от оригинального текста Жамиака, и от известной постановки «Ленкома» — и при всей рискованности подобных импровизаций с классикой, нельзя сказать, чтобы пьесу это испортило.

Где-то Александр Голубенко и его коллеги «навели драматизма» для большей выразительности — в завязке главный герой не просто встречает Макса у выхода с биржи труда (чем украинскую аудиторию 21 века трудно было бы удивить), но оттягивает его от перил моста.

А. Голубенко в роли Человека, который платит, Сергей Федоренко в роли Макса

Чтобы приблизить персонажей к отечественному зрителю, их «окрестили» русскими именами и фамилиями, и лишь происхождение Элеоноры из семьи маршала Империи лёгким диссонансом напоминает нам о французских корнях пьесы. Впрочем, и в самом тексте Жамиака это, давно не существующее в республиканской Франции, звание, было явной гиперболой аристократического пафоса, так что его сохранение смотрится вполне оправдано.

Хореографические и «марионеточные» эпизоды также привнесены в классический сценарий творчеством наших земляков. Если, по извечной репортёрской привычке, вы успеете собрать сплетни и досье о каждом из артистов и узнаете, что и Илона Соляник, и Виктория Чепурная начинали свой путь в театр именно на «кукольном» отделении училища, то и отношение героев к куклам, и движения самих людей-марионеток окажутся не случайными и будут смотреться для вас уже по-другому.

Заслуженная артистка Илона Соляник самостоятельно разрабатывает себе хореографию к спектаклям. Высвеченная софитом пластика женственного бурлеска, резко переходящая в деревянные движения марионетки, ярко и контрастно подчёркивает положение не только её героини, но и многих женщин в реальности. И прежде чем осуждать «человека, который платит» за желание купить чувства и отношения, поневоле задумываешься – а так ли далеко от него ушли многие вполне «настоящие» семьи? Не даром главный герой, упрекая свою «семью по найму» в неправдоподобной игре, бросает фразу:

«Можно подумать, что вам в первый раз в жизни приходится лгать!»

Не верьте надписи «комедия» на афише – это весьма серьёзное представление, которое заставит вас о многом подумать.

Григорий Глоба, газета ГОРОЖАНИН

фото https://dramicom.dp.ua