История об истории. Зачем мэрия хочет изгнать «севастопольский дух» из Севастопольского парка?

Наглядный пример того, чем опасны реставрации и переделки парков города без общественного обсуждения их проектов?

Две недели назад сотрудник КП «Агентство развития Днепра» архитектор Елена Иваницкая сообщила, что в Севастопольском парке, где началась реконструкция, планируют демонтировать бюсты участников Крымской войны позапрошлого века.

В частности, речь шла о том, чтобы убрать из парка бюсты героев обороны Севастополя — адмиралов и матросов. А именно: бюст военного врача Николая Пирогова, матросов Петра Кошки и Фёдора Заики, адмирала Павла Нахимова, вице-адмирала Владимира Корнилова и контр-адмирала Владимира Истомина. Находившийся здесь же бюст санитарки Даши Севастопольской уже украли раньше, так что демонтировать его не придется.

На днях бюсты демонтировали.

Какие такие реалии?

По мнению архитектора Иваницкой, бюсты перестали соответствовать современным историческим реалиям.

— Я занимаюсь реконструкцией Севастопольского парка. Это довольно интересный проект. Я горжусь тем, что мы там убрали… Наша задача – убрать с аллеи бюсты контр-адмиралов Российской империи. Они не соответствуют нашим историческим реалиям. Мы будем делать все учтиво, через документацию, — рассказала Иваницкая.

Каким именно современным реалиям не соответствует история двухвековой давности, архитектор почему-то не уточнила. Как и не уточнила суть этих самых «реалий». Зато предположила, что демонтированные бюсты планируют передать коммунальному Музею истории Днепра. А что он с ними будет делать? Положит в подвал?

— Как памятники паркового искусства, бюсты будут сохранены. И, возможно, где-то они еще найдут свое почетное место, — предполагает Иваницкая.

Не мешало бы коммунальному архитектору полистать историю города и узнать, что весь Севастопольский парк – это огромная братская могила умерших в Екатеринославских госпиталях воинов той самой Крымской войны, которых как раз и символизируют бюсты.

Под новостью о демонтаже бюстов на городском сайте и в соцсетях многие горожане возмутились таким обращением с историей нашего города.

«Эти памятники немецкую оккупацию пережили. Никому до вас и в голову не пришло сносить их и перекапывать могилы!» — написал один из читателей.

«Может, в Генпрокуратуру написать заявление о вандализме и осквернении мест захоронения? Есть в ККУ специально несколько статей. Например, статья 297 «Надругательство над могилой, другим местом захоронения», статья 298 «Уничтожение, разрушение или порча памятников истории или культуры», — пишет житель Днепра.

«Нельзя убирать бюсты. Это память. Даже коммунисты на это не пошли, хоть и разбили на месте кладбища парк. Но этот парк всегда был «неходовым», много народа не принимал, так как носил мемориальный оттенок. То, что бюсты не соответствуют историческим реалиям, — это откровенный бред», — написал житель Днепра Александр.

«Глупость местных властей несусветная. В Севастопольском парке-кладбище в могилах лежат наши в основном соотечественники. В силу логистики тех лет армия, воевавшая в Крыму, на 75-80% состояла из украинцев, набранных в рекруты в нынешних Днепропетровской, Запорожской, Николаевской и Херсонской областях. Есть известная фотография солдат — ветеранов Крымской войны, там 90% фамилий украинских, тот же матрос Кошка — украинец из Гайсина», — написала жительница Днепра.

Подобных комментариев, из которых понятно, что многие горожане против демонтажа бюстов участников Крымской войны, в соцсетях полно.

Но проблема в том, что наш градоначальник увлекся историей Александра Поля, поэтому вся остальная история города отошла для него на второй план. На этой неделе Борис Филатов сообщил, что бюсты уже демонтированы и переданы на хранение в Музей истории Днепра.

— Парк будет посвящен Александру Полю, а бюсты могут поставить в парке, могут выставить в Музее истории Днепра. Есть у нас планы и по поводу новой музейной мили, где их можно установить. Но пока не буду открывать все планы, бюсты однозначно сохраним, — пообещал Филатов.

С точки зрения истории

Мы решили поинтересоваться мнением по этой ситуации одного из лучших знатоков истории города, кандидата исторических наук и краеведа Максима Кавуна. Он сразу предупредил, что выскажет исключительно личную точку зрения, не связанную с его работой в музее.

— Необходимость реконструкции Севастопольского парка объективно назрела уже давно. И обсуждалась она уже давно. Стоял вопрос, как реконструировать парк. И на этот счет мнения горожан были очень разными. Хорошо, что парк реконструируют, но меня больше всего беспокоит, что решение по этому поводу принималось кем-то приватно, без проведения общественных обсуждений, — говорит Максим Кавун.

По его словам, концепция парка-мемориала формировалась в 1955 году, к годовщине Крымской войны. И тогда произошел перекос в сторону увековечивания памяти этого события, как центральная композиция парка появились монумент и аллея с бюстами участников войны.

— Непосредственно под мемориалом в честь Крымской войны могил воинов нет, это доказанный факт. Но, на мой взгляд, это не отменяет необходимость мемориала. Бюсты участников Крымской войны, объективно, не привязаны к нашей местности. Кроме Пирогова, который трижды был в Екатеринославе. Именно благодаря Пирогову наш город стал тыловым центром во время Крымской войны, — рассказывает Кавун. – Также в парке есть бюст матросу Кошке. Он украинец. Но я бы не делил героев Крымской войны по национальному признаку. В тогдашней Российской империи уживались все народы.

Максим Кавун считает, что Крымская война была важным этапом не просто в истории империи, но и в истории Екатеринослава. Она дала мощный толчок для развития города.

— Пирогов увидел в Екатеринославе потенциал тылового центра. Население города тогда составляло 11 тысяч человек. И сюда же было перевезено 11-12 тысяч раненных. В городе обустроили 23 госпиталя! В том числе благодаря и этому Екатеринослав начал развиваться. Считаю, что Крымская война – знаковый для нас период и забывать о нем нельзя, — говорит историк. – Ну, и есть еще момент, о котором я не могу не сказать, хотя это, может быть, и непопулярная точка зрения. Обрубая из нашей истории события Крымской войны, мы таким образом обрубаем связь с Крымом и Севастополем.

По мнению историка, если ранее во время создания парка перекос произошел в сторону участников Крымской войны, то теперь он происходит в сторону Севастопольского кладбища.

— На этом кладбище действительно похоронены многие известные лица. Хотят сделать на его территории «Поль-парк». Это, опять же, перекос, только теперь в другую сторону. Получается, что мы из одной крайности впадаем в другую, — считает Максим Кавун. – На мой взгляд, бюсты участников Крымской войны нужно было оставить в парке, но перенести. К примеру, вниз, к Балашовскому спуску. Это в случае, если нужно акцентировать внимание на том, что эти бюсты уже не главные. По поводу Пирогова — не уверен. Он был в нашем городе, вложил свой вклад в его развитие и, на мой взгляд, заслуживает, чтобы его бюст стоял на видном месте.

Еще одна деталь, на которую обратил внимание историк, касается художественной ценности бюстов.

— Бюсты – памятники монументального искусства времен СССР. Их создавали выдающиеся скульпторы — Константин Чеканев, Юрий Щедров и другие. Думаю, что передавать их нужно не в Музей истории Днепра, а в Художественный музей. Ну и повторюсь еще раз: такие реконструкции нужно обсуждать с горожанами. Как и вопрос демонтажа памятников тем или иным историческим личностям. Я был свидетелем, как строители накрывали бюсты, готовя их к демонтажу. Для меня такое отношение неприемлемо. Мы же живем не во времена СССР, когда под покровом ночи все делалось. Сейчас вполне себе мирно могут существовать полярные точки зрения, так что нужно было обсуждать. К слову, обсуждать не только с жителями, но и со специалистами. Я, например, эксперт по истории Севастопольского кладбища. Но когда принимали решение по реконструкции, ко мне никто не обращался.

К истории нужно относиться бережно. Её не нужно отменять или выбрасывать из неё целые фрагменты.

— Нельзя взять и отменить историю. Но можно переосмысливать. Избавить историю от пропагандистских моментов, которые, безусловно, были. Иначе это не история, а такая же крайность, только с другим знаком, — уверен Максим Кавун.

Газета ГОРОЖАНИН