Гори оно всё огнем! Обращение 2074 горожан к мэру Филатову в мэрии полностью проигнорировали

В ближайшее время визитной карточкой нашего города для всех прибывающих в Днепр через будущий реконструированный аэропорт станет дым из трубы крематория

Крематорий нашему городу безусловно нужен, и очень давно. Мало кто помнит, что еще при советской власти предпринималась попытка строительства крематория. В балке за жилмассивом Победа было построено здание, к нему протянули коммуникации, но с расцветом перестройки процесс заглох. Сегодня остатки здания разобрали на кирпич, коммуникации наверняка тоже.

Время от времени вопрос о строительстве крематория в городе поднимался. С 2018 года главным лоббистом этой темы стал вице-мэр Михаил Лысенко. В 2019 году он опубликовал фото будущей постройки, в ноябре 2020-го появился тендер на проектирование. А 24 июня нынешнего года проект окончательно утвердили. Функции заказчика и плательщика взяла на себя областная власть.

«Согласовать проект «Строительство крематория в районе кладбища по Запорожскому шоссе, 55а со стороны улицы Аэропортовской в городе Днепр». Общая сметная стоимость строительства составляет 132 901 461,22 гривны (сто тридцать два миллиона девятьсот одна тысяча четыреста шестьдесят одна гривна 22 копейки)», — сказано в распоряжении главы Днепропетровской ОГА Валентина Резниченко №Р-583/0/3-21.

Этому распоряжению можно было бы только поаплодировать, если не всматриваться в ту строку, где указан адрес будущего объекта по сжиганию трупов умерших людей.

Запорожское Шоссе, 55а – это тыльная сторона закрытого Запорожского кладбища, как раз на перекрестке дорог из аэропорта в город и от третьего Тополя на Победу. Практически вплотную к объекту примыкают два жилмассива – Тополь и Сокол. Жителей массивов успокаивают: мол, ничего страшного, ваши дома далеко от дыма из трубы крематория. Но при этом забывают вспомнить, что практически впритык к этой трубе расположены техникум и общежития для его студентов. Ну и масса прочих разных объектов, включая, например, колбасный цех фабрики «Алан».

То, что губернатор Резниченко подписал документ о реализации планов Лысенко, – это вполне объяснимо. Не забывайте, что на последние местные выборы он шел в статусе главы областной организации партии «Пропозиция», которую основали Корбан и Филатов. Гораздо трудней объяснить, почему в мэрии с таким равнодушным пренебрежением относятся к тревогам и просьбам горожан. В качестве аргументов к этому тезису вспомним недавнюю историю.

Открытое письмо

18 мая 2018 года под входящим №М-170/6 в мэрии было зарегистрировано «Открытое письмо мэру Днепра Борису Филатову», к которому на 74 листах были приложены 2074 подписи жителей Запорожского шоссе, улицы Паникахи, жилмассивов Тополь-1, 2, 3, Сокол и Победа, а также поселка Опытный.

Горожане приветствовали планы по строительству крематория. Вопрос у них возникал только по выбору места для этого строительства. Цитируем фрагменты письма:

«Дело в том, что построить его собираются на давно уже закрытом Запорожском кладбище, а самое главное – рядом с жилмассивом Тополь-3, застроенном многоэтажными домами. На нынешний момент этот микрорайон и без того пребывает в тяжелом экологическом состоянии. Вдоль Запорожского шоссе, в санитарно-защитной зоне кладбища, в последние годы было построено много коммерческих объектов – автозаправок, автомоек, авторемонтных мастерских и даже бассейн, в котором воду нагревает котельная, которая отапливается твердым топливом. Жить на загазованной трассе непросто. Жители домов, которые находятся вдоль шоссе, задыхаются от пыли и выхлопных газов. Особенно тяжело пожилым людям и тем, кто страдает астмой, аллергией и хроническими заболеваниями дыхательных путей. Кое-кто из них даже не имеет возможности открыть окна, рискуя получить приступ астмы.

В таких условиях строительство крематория рядом с нашими домами, где собираются сжигать покойников миллионного города, выглядит настоящим издевательством над нами. Ведь сжигать органику без вредных выбросов в воздух вряд ли возможно. Стоит вспомнить, какой тяжелый смрад стоит рядом с мясокомбинатами и предприятиями по переработке органических отходов. Но одно дело, когда такой объект находится в промышленной зоне, а другое – когда стоит через дорогу от жилых домов. Есть сомнения в том, что проблему могут решить фильтры, которые, кстати, стоят много миллионов гривен».

Сомнения в фильтрах весьма справедливые. Мы живем в таких реалиях, когда самый лучший и надежный проект может быть спокойно реализован и эксплуатироваться в дальнейшем с грубейшими нарушениями экологических требований. Мы каждый день читаем бравурные рапорты о борьбе с нарушителями экологии, тем не менее река Днепр цветет из-за технологических сбросов предприятий и несовершенства очистных сооружений. Гибнет рыба в озерах и затоках, куда тоже попадают стоки, которых по бумагам нет. Дышать в городе иногда просто невозможно из-за экономии на очистке выбросов в атмосферу. Кто может дать хоть какие-то гарантии, что с трубами и фильтрами будущего крематория будет лучше? Никто! И горожане это прекрасно понимают.

«Мы не знаем, чем руководствовалась городская власть, выбирая для крематория старое и закрытое кладбище. По нашему мнению, логичней было бы построить такой объект на отдаленных от жилой застройки и действующих Краснопольском или Сурско-Литовском кладбищах, тем более что сам господин Лысенко рассказывает: колумбарии собираются строить именно там. Логичный вопрос: зачем же сжигать и хоронить прах в разных местах? Пусть уже все будет в одном. Хотим обратить внимание и на третье место, где можно было бы построить крематорий, — балку за аэропортом, где крематорий начинали строить еще в советские времена. Так или иначе, но перед тем как создавать проект, стоило прислушаться к мнению горожан. <…> Мы уверены, что городская власть, которую мы выбирали, прислушается к нам».

Результат

Городская власть «прислушалась». Но очень своеобразно. 29 мая 2018 года горожане получили письменный ответ на своё обращение. Его подписал директор департамента и вице-мэр Михаил Лысенко. На основании распоряжения городского головы Филатова он сообщил горожанам, что… «директор департамента Лысенко ведет прием граждан каждую вторую и четвертую пятницу месяца». И рекомендовал записаться на такой прием к Лысенко. Классическая бюрократическая отмазка. Помнится, что граждане таки сходили на этот прием к Лысенко, но Лысенко на тот момент отсутствовал, поэтому его замещал какой-то помощник Лысенко и сам Лысенко никакого вразумительного ответа горожанам дать не смог.

Есть еще один интересный момент, который был отражен в письме горожан «на деревню к дедушке». Напомним, что крематорий будет стоять прямо на трассе из аэропорта. И вот когда за несколько миллиардов аэропорт реконструируют и он начнет принимать массу регулярных рейсов, первое, что увидят все гости города (от президента до потенциальных инвесторов из Европы), – траурные процессии.

Визитной карточкой города станут катафалки, траурные процессии, гробы, заплаканные лица родственников, черный дым из трубы крематория. Интересно, у кого именно в нашей мэрии такой извращенный вкус – встречать гостей не дымком от шашлыка, а дымом от сжигаемых трупов?

Газета ГОРОЖАНИН