«Это совковая профессия»: хроники героической борьбы мэрии с библиотекарями

Детская библиотечная система, ликвидированная мэрией и её покорными депутатами, была не только читальней, но и заведением внешкольного образования, с уничтожением которой ряд детских коллективов остался на улице.

«Не библиотечная функция»

Тандем начальника управления культуры Хорошилова и ликвидатора детских библиотек Бардуковой оказался идеальной парой: если первый требует уничтожения книгохранилищ под тем предлогом, что «современная библиотека должна быть многофункциональным творческим пространством», то Бардукова успешно громит жившие в детских библиотеках творческие коллективы и кружки, «потому что это не библиотечная функция». Как и замышлял герой Дюма, предлагавший очищать парламент одновременно от республиканцев и от монархистов, результатом такого сотрудничества становятся девственно чистые помещения, уже готовые для выведения на продажу.

Уничтожены познавательные кружки «Любопышкин» в библиотеках на Красном Камне и Приднепровске, приказано готовиться к закрытию семейному центру «Ангелок» в библиотеке №14 на Победе, где занимаются ок. 50 воспитанников. С 2004 г. выпускниками «Анеглка» стали несколько сотен маленьких горожан.

Да, именно эта женщина обещала наивным буратинам «создать комфортные, современные, инновационные, интерактивные библиотеки, в которых дети и их родители смогут приятно проводить время, читать книги, заниматься своими делами».

Занятие в центре «Ангелок»

— Именно «Ангелок» сохранил это помещение на балансе библиотеки, потому что в нём уже хотели сделать парикмахерскую, — напоминают обеспокоенные родители, собирающие сейчас подписи с требованием сохранить уникальный коллектив. Нужно ли жителям района такое заведение — как обычно, никто не интересовался.

— «Ангелок» для моей дочки как второй дом, — рассказывает жительница Победы Наталья Пустовалова. — Здесь мы делали первые шаги на «развивашках» с малышами, потом научились танцевать, получили первый опыт выступлений на большой сцене, узнали что такое съёмки на телевидении, и познали азы актерского мастерства!

— Дочка уже 3-ий год сюда ходит. И каждый раз ждет с нетерпением следующего занятия и потом из «Ангелка» домой не утащишь. И нам очень нравится, что появляются новые, интересные направления, например, блогерство. — согласна с ней Ольга Рыбальченко.
Претензии для разгрома «Ангелка» выдвигаются каждый раз новые: то «это не библиотечная функция», то требования платить арендную плату по рыночным ценам на недвижимость и тут же отказ заключать договор аренды, то якобы необходимость освободить помещение под депозитарий (книгохранилище), хотя он в объединённой библиотечной системе уже создан и работает.

Когда жадность убивает


— Закрывают ещё одну библиотеку – нашу любимую, детскую №17, в которую ходит мой ребёнок, — пожаловалась жительница ул. Рабочей Мария Гаращенко. – Сами работники об этом узнали только за неделю, что их закрывают и увольняют. Кто решает, какую библиотеку закрывать? Почему у сегодняшнего государства «нет денег» на развитие чтения и будущего наших детей?

Мария Евгеньевна Самойлова с читателями

Продолжение истории оказалось трагическим. Вскоре заведующая 17 библиотекой, Мария Евгеньевна, была найдена мёртвой в реке у Монастырского острова. Официальная версия – самоубийство. Характерно, что ни на страничке Департамента гумполитики, ни ЦБСД до сих пор не появилось даже формального соболезнования. Эту смерть предпочли не заметить и тихо замести под ковёр.
— Это случилось потому, что они мутили, до последнего не говорили людям, что с ними будет, — уверены коллеги. – У Марии Евгеньевны не было знакомых или родственников, поэтому для неё работа была всем миром.

— Когда ей дали эту библиотеку, здесь был пустой подвал, — вспоминает читательница библиотеки №17 Инна Яковенко. – Это полностью её детище. Когда город перестал выделять деньги на книги, она покупала новые издания за свои, и ставила на полки для читателей, несмотря на небольшую зарплату бюджетника. Она была очень грамотный, приятный в общении человек, из потомственной интеллигенции. Я сама живу чуть дальше, но в эту библиотеку интересней ходить – они вели очень большую работу, постоянные мероприятия для детей – и в самой библиотеке, и в соседней школе №6, и в интернате. Неприятности начались, когда весной сменили директора детских библиотек города. Если предыдущему руководителю эта работа была нужна и интересна, то Бардукова уже летом поставила филиалам план – списать очень много книг, нашему филиалу – 600, и они были вынуждены это сделать. Хотя в 17-м филиале хороший фонд, многие книги в единственном экземпляре – спишешь, потом нигде не найдёшь. Морально сотрудникам было очень тяжело.

Списанные книги в центральной детской библиотеке

— Как по вашему, нужна ли жителям эта библиотека?

— Конечно, нужна, хотя без Марии Евгеньевны это будет уже не то. Для местных жителей низ и верх ул. Рабочей, где обещают оставить «объединённую» библиотеку – это очень большая разница. В Запорожье тоже провели объединение взрослых и детских библиотек, но при этом закрыли только два филиала, и сохранили всех сотрудников. Не понимаю, что они хотят сэкономить? Зарплату-минималку библиотекаря? Мы все платим налоги, и по мне – пусть они лучше идут на библиотеку, чем на не пойми что.

Библиотека №17

— Кто-нибудь из руководства приезжал, общался с читателями, прежде чем принять такое решение, интересовался вашими потребностями?

— Во всяком случае, я ничего подобного не видела. Зато провели конференцию в «Бартоломео» о том, как нам будет шикарно после реформы.

Инна общалась  с завбиблиотекой за неделю до её  гибели.

— Она была весёлая, шутила, нормально общалась – я не могу поверить, когда сказали, что она сама себя убила.

Однако по словам коллег, в последние дни, узнав о закрытии своей библиотеки, Мария Евгеньевна неоднократно присылала им сообщения «помолитесь за меня», прощалась и просила прощения.

В уголовном кодексе Украины есть статья «доведение до самоубийства». Это одна из тех «мёртвых» статей, по которым полиция никогда не открывает дел.

«Реформа» массовым увольнением

В отличие от Запорожья, у нас под шумок «оптимизации» пытаются выгнать на улицу больше половины сотрудников. Причём, скандальный департамент гуманитарной политики, формально не имеющий права вмешиваться в автономию заведений культуры, пытается сделать грязную руками директоров библиотек –Риты Соболь (взрослой) и Юлии Бардуковой (детской).- Руководители библиотек подали штатное расписание «объединённой» системы библиотек на 250 сотрудников. Мэрия его не утвердила и потребовала уволить ок. 130 человек, — сообщил на условиях анонимности наш источник в руководстве департамента. – Также у нас не хотят видеть в расписании саму должность библиотекарей, потому что «это совковая профессия». А хотят «кураторов» или «тьюторов», на которых не существует тарифных сеток.

Что-то подсказывает, уважаемые читатели, что люди, осуществляющие сегодня разгром городской культуры и образования, завтра искренне не поймут связь своих действий с возросшим криминалом и асоциальными явлениями на вечерних улицах. «Кармы не существует, но она работает». Жаль только, что вместе с ними расплачиваться придётся всем нам.

Григорий Глоба

Газета ГОРОЖАНИН