ДП «Облнапёрсточник». Как детей области лишили ещё одного из немногих оставшихся оздоровительных лагерей

Действия руководителей госпредприятий — не глупая бюрократическая шутка, а прямое нарушение действующего законодательства Украины

Если, проезжая мимо заброшенных и заросших сорняками куч щебня, вы задавались удивлённым вопросом, как превратились в них наполненные смехом и солнцем места вашего детского счастья, – то эта показательная история для вас.

40 лет назад тогдашний руководитель Облавтодора Грищенко сделал воистину царский подарок детям своих сотрудников – дорожных рабочих. На Орели в Царичанском районе был построен лучший по тем временам в области пионерский лагерь «Дорожник» на 360 детей. В 2020 году нынешние руководители областной дорожной конторы, в которую по сути превратился бывший Облдорстрой, у детей этот лагерь отобрали.

Борьба за выживание

— Вы себя в этом деле ощущаете бизнесменом или педагогом? – спрашиваю у Виталия Штельмаха?

В ответ Виталий Витальевич перечисляет свои достижения: судья международной категории по спортивным бальным танцам, культработник, учитель. Однако нас он в этой истории интересует как соучредитель ООО «Оздоровительный комплекс «Дорожник». И тут, как оказалось, нужны были совсем другие навыки, которым учат не в консерватории, – более тёртый бизнесмен, быть может, вовремя разглядел бы шулеров, с которыми заведомо не стоит играть по их правилам.

Угробить и закрыть детский лагерь у нас проще некуда: нужно всего лишь перестать его ремонтировать и финансировать. И первая же проверка закроет его как непригодный для пребывания детей. Что и было сделано в 2018 году руководством Облавтодора в отношении «Дорожника». Эти же руководители давно находящейся в давнем и безнадёжном процессе банкротства конторы попытались отдать лагерь в налоговый залог, однако прокуратура области пресекла попытку решать финансовые косяки взрослых дядей за счёт оздоровления детей.

Обычно живая история никому не нужных лагерей на этом и заканчивается, но у «Дорожника» оказались свои патриоты – во-первых, дети и их родители, полюбившие именно этот лагерь, несмотря на его скромные бытовые условия, во-вторых, педагоги-энтузиасты. Их усилиями создаётся юридическое лицо – упомянутое ООО «Оздоровительный комплекс «Дорожник», которое 1 апреля 2019 г. берёт в аренду у Облавтодора лагерь и все заботы о его благоустройстве и финансировании. Привлекает спонсорские деньги, ремонтирует корпуса, закупает мебель и готовится снова принимать детей. Энтузиасты хотят взять лагерь в долгосрочную аренду на 10 лет.

Казалось бы, всё закончилось хорошо? Не в этой стране, уважаемые читатели.

Слои бюрократического бутерброда выглядят следующим образом: Днепропетровский облавтодор является дочерним предприятием АО ДАК «Автодороги Украины», за которым в свою очередь присматривает (на юридическом языке — «управляет корпоративными правами») Государственное агентство автомобильных дорог Украины (Укравтодор). Заброшенный детский лагерь никто из них не финансирует, но если вы намерены не дать этому лагерю тихо сгнить — от каждого из них вам требуется согласование. И вот в тот момент, когда вы наконец все их собрали и облегчённо выдохнули, рядом возникает прокуратура и заявляет, что царь ненастоящий (зачёркнуто) договор аренды неправильный. Правды ради – действительно неправильный, но ни арендатору, ни детям от этого не легче.

Хронология цинизма

…Поначалу, когда Виталий Витальевич Штельмах растерянно апеллировал к «устным договорённостям», я грешным делом подумал: сам виноват – в материально-финансовых отношениях полагаться на какие-либо не зафиксированные документально обещания как минимум наивно. Но, полистав многочисленную переписку инстанций, убедился: составлена она именно таким образом, чтобы убедить инвестора в серьёзности намерений и заставить вложить деньги, при этом оставшись ничем ему не обязанным.

Судите сами: 25.07.2019 государственная контора ДАК «Автомобильные дороги Украины», «учитывая разрешение Государственного агентства автодорог Украины от 24.07.2019», согласовывает заключение договора аренды на 10 лет на здания и сооружения лагеря «Дорожник». Подписал бумагу первый зам председателя правления Козловский. Убедительно?

А теперь следите за руками: 1 апреля 2019 г. Облавтодор отдаёт лагерь в аренду. Но не на 10 лет, а на 6 месяцев, «потому что ещё нет согласования» с Киевом.

Потом Киев, как цитировалось выше, даёт согласование, но не на шестимесячный договор, а на следующий, на 10 лет.

Потом прокуратура обжалует в суде «первоапрельский» договор аренды на 6 месяцев, «потому что он не согласован с…». В этом неоднозначном иске у каждой стороны своя правда, но хозяйственный суд, который должен решить спор, уже почти год не может приступить к его рассмотрению – у них с прокуратурой свои юридические закорюки, достойные отдельного рассмотрения.

Зато Киев уже 24 сентября отзывает своё согласование, ибо лагерь – «спорное имущество, которое находится под судом»!

И наконец вишенка на торте – 1 июня 2020 года (аккурат в День защиты детей подгадали дорожные юмористы!) Облавтодор отдаёт отремонтированный силами арендаторов лагерь в аренду… частному предприятию «Автомагистраль-Юг» под общежитие для рабочих. И заключению этого договора не помешали ни отсутствие согласований от киевских инстанций, ни суд, ни все остальные юридические закорюки, существующие, как известно, лишь для честных людей.

Что же говорит на этот финт ушами смотрящий за корпоративными правами Укравтодор? Ведь он ранее письменно согласовал передачу лагеря в аренду на 10 лет.

«Орган управления корпоративными правами государства не имеет права вмешиваться в действия субъекта хозяйствования», — беспомощно разводит руками глава Укравтодора Курбаков в письме от 21 января 2020 г.

Выводы напрашиваются простые и неприятные. Либо люди, руководящие Облавтодором, совершенно не знают своих полномочий и обязанностей, либо они сознательно пошли на их нарушение, чтобы отремонтировать объект за чужой счёт и «на законных основаниях» послать арендатора на все четыре стороны. В любом из этих случаев перед нами, мягко говоря, серьезные ошибки в кадровой политике.

Но если мелкое привокзальное кидалово со стороны солидной государственной службы является частной проблемой пострадавшего ООО «Дорожник» и поводом для судебного иска, то попытка отдать детский лагерь под что-либо другое – уже прямое нарушение законов.

Статья 15 закона «Об отдыхе и оздоровлении детей» прямо запрещает использование детских загородных лагерей не по назначению. Нормы закона «О внешкольном образовании» также запрещают аренду детских заведений для целей, не связанных с оздоровлением детей. На это снова должна реагировать прокуратура области, поэтому данную публикацию мы просим считать редакционным запросом.

А пока чиновники ссылаются на свои уставы, инструкции и параграфы, крайними в этой истории снова остались дети, которые и в этом году не смогут попасть в свой лагерь.

Рядом с «Дорожником» уже есть такой лагерь-призрак – «Юбилейный». Ещё 10 лет назад он успешно работал…

Григорий Глоба

Газета ГОРОЖАНИН