Денис Прошин: Околофутбольное… ЕВРО 1618-1648

Сейчас нередко болеют по принципу «кто кого бил на войне». Вот разочаровавшие финны, например, на Раатской дороге в 1940 покрошили 44-ю дивизию из Житомира; но ради такого дела мы и Житомира не пожалеем. И, как это частенько бывает, у меня в архиве нашёлся материал к случаю. Про войну и футбол, в смысле.

Если включить воображение, то сразу станут заметны очевидные параллели.

ЕВРО 1618-16481.

1.В первой отборочной группе сыграли сборная австрийского императора и чешских любителей. Матч состоялся в 1620 на стадионе при Белой Горе и завершился убедительной победой австрийских профессионалов под руководством тренера Тилли. Поражение чешской команды было настолько серьёзным, что следующие триста лет она играла только в австрийском домашнем чемпионате. Положение изменилось лишь после того, как по итогам мундиаля 1914-1918 сам австрийский чемпионат был упразднён. (Любопытные репортажи о подготовке к матчу у Белой Горы и, собственно, о ходе этого поединка оставил французский комментатор Рене Декарт, писавший для «Католической высшей лиги».)

2. Вторая отборочная группа состояла опять-таки из австрийских профессионалов (после победы у Белой Горы им было трудно отказать) и датской сборной, пытавшейся продемонстрировать, что ею не забыты славные традиции дружинного любительского спорта. Австрийская команда, выставленная новым тренером Валленштейном, убедительно обыграла датских противников на поле при Люттере. Косвенным последствием этого успеха стали коррупционные скандалы в руководстве австрийской Имперской футбольной ассоциации. Поводом послужила выплата Валленштейну солидной премии в размере герцогства Мекленбургского. Решение императора было оспорено некоторыми членами Наблюдательного рейхстага, но временно осталось в силе. Кроме того, после ряда товарищеских матчей в прибалтийских землях Германии Валленштейн пожелал именоваться адмиралом Балтийского и Океанического морей (словно он не только обыграл датскую сборную, но и выиграл дело в Стокгольмском арбитраже).

3. Кстати, о Стокгольме. В полуфинал, минуя отборочный турнир, неожиданно вырвалась сборная Швеции во главе с бессменным тренером и капитаном в одном лице — Густавом Адольфом по прозвищу «Король». В первой же встрече с австрийскими воспитанниками опытного Тилли (при Брейтенфельде) шведы добились безусловного успеха. Во время послематчевой пресс-конференции Густав Адольф сказал, что важную роль в победе сыграли лично шведский протестантский Бог, а также решение отказаться от неповоротливых густых терций и построить игру на основе гибких бригадных порядков. Жёлтая пресса муссировала слухи о жёстком тренерском стиле Густава Адольфа. На вопрос курфюрста одного из союзных клубов о том, что делать с несколькими шведскими офицерами, перешедшими в его команду в результате трансфера, но впоследствии уличёнными в нарушении условий контракта, Густав Адольф якобы ответил: «Разве у брата моего курфюрста нет осины и пары верёвок?» История дошла до Дисциплинарного комитета UEFA, но к тому времени осина и верёвки уже нашлись.Успешно для шведов прошёл и матч против имперцев на реке Лех, после которого шведская команда разместилась для отдыха на баварских тренировочных базах.

Следующая встреча шведов и имперцев состоялась при Лютцене. Валленштейн постарался использовать против Густава Адольфа некоторые шведские наработки. Нам остаётся только гадать, как «Король» оценил бы эти новшества, поскольку в одном из голевых моментов у неприятельских ворот он получил сразу три красных карточки (в том числе — в голову) и навсегда покинул поле. Что, впрочем, не помешало его сборной успешно отыграть остаток матча. Вскоре и сам Валленштейн был убит в своём замке по итогам аудита, проведённого независимой фирмой «Habsburg & Gott mit uns».

4. Наконец, в финале встретились австро-испанская имперская сборная и французская команда кардинала Ришельё, благополучно завершившая свой домашний Гугенотский турнир. Отвечая на вопрос журналиста ватиканского издания «Дополнительная заповедь», почему католическая сборная вступила в европейский чемпионат на стороне протестантов, кардинал Ришельё уклончиво умер. Матч его памяти прошёл на стадионе Рокруа в 1643. Габсбургский тренер Франсиско де Мело попытался использовать проверенную тактику плотных терций, но подопечные герцога Энгиенского, успешно маневрируя на правом фланге, сумели пробиться к имперцам в тыл. Затем в ход пошла артиллерия, потому что это всё-таки была Тридцатилетняя война.

Главным итогом ЕВРО 1618-1648, безусловно, следует признать закат австро-испанского имперского футбола. Шведские новички будут уверенно лидировать во всех балтийских турнирах до встречи со сборной России под Полтавой. Французский футбол решительно заявил о своём праве играть в одни — французские — ворота и более-менее последовательно играл в эти ворота до матча при Ватерлоо. Отдельно следует отметить признание по итогам ЕВРО 1618-1648 независимости Голландской провинциальной футбольной ассоциации. И, естественно, особым образом нужно поблагодарить жителей немецких земель, принявших большую часть матчей. Особенно тех жителей, кому удалось выжить. Удалось не всем. Потому что тридцатилетний футбол — это очень жёстко.